Могут ли чиновники скрывать свои доходы с помощью регистрации торговых марок

В своих электронных декларациях украинские чиновники активно указывают принадлежащие им торговые марки. Delo.UA решило спросить у юриста, может ли это быть своего родом способом легализации доходов, ведь полученный доход (размер роялти) очень сложно проверить

Закон Украины "О предотвращении коррупции" обязал народных депутатов, министров и государственных служащих ежегодно представлять электронные декларации.

Среди перечня сведений, которые должны указываться в декларации, предусмотрена информация о нематериальных активах, принадлежащих субъекту декларирования или членам его семьи, в том числе объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть оценены в денежном эквиваленте. При этом, также должны включаться данные о виде и характеристике таких активов, их стоимость на момент возникновения права собственности, а также дата возникновения права на них.

Частью 1 ст.420 Гражданского кодекса Украины к объектам права интеллектуальной собственности отнесены, в частности, торговые марки (знаки для товаров и услуг). Под ними понимается любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодные для выделения товаров (услуг), производимых (предоставляемых) одним лицом, от товаров (услуг), производимых (оказываемых) другими лицами.

Следует акцентировать внимание на том, что факт владения торговой маркой удостоверяется выданным в установленном порядке свидетельством, что предусмотрено положениями ч.1 ст.494 ГК Украины и п.3 ст.5 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг". Исключение составляют торговые марки, имеющие международную регистрацию или признанные в установленном законом порядке хорошо известными.

Следовательно, факт сообщения в декларации только про наличие торговой марки без ссылок на ее характеристики и дату регистрации, может быть основанием для проведения в дальнейшем проверок со стороны Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции из-за неполноты или несоответствия действительности предоставленной декларантом информации.

Право собственника на распоряжение торговой маркой, в том числе, путем передачи права собственности на нее или разрешения другому лицу на ее использование на основании лицензионного договора также возникает только после получения свидетельства.

Действующее законодательство не устанавливает требований, которые должны учитываться при формировании размера вознаграждения владельца торговой марки за ее продажу или передачу в пользование другому лицу. Следовательно, такая может рассчитываться как по усмотрению сторон, так и по определенным, принятым на практике методам. При заключении лицензионного договора вознаграждение может быть выражено в форме роялти (периодических отчислений, как правило, в виде процента от стоимости проданных товаров/услуг, прибыли или дохода), или же дополнительно включать в себя паушальный платеж (единовременный фиксированный платеж без привязки к определенным показателям).

Учитывая изложенное, вознаграждение, полученное лицензиаром от передачи в пользование другому лицу торговой марки можно рассматривать как один из видов пассивного дохода. При этом, его доходность не обязательно будет зависеть от определенных объективных факторов (уровня раскрученности торговой марки, возможных доходов от продажи товаров или предоставления услуг под ней и т.п.), поскольку стороны могут согласовать любой приемлемый для них размер вознаграждения даже без привязки к характеристикам торговой марки.

В отношении владельцев торговых марок, которые намерены ней распорядится путем передачи в пользование, также интересен следующий момент. В соответствии с абз.2 п.8 ст.16 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" существенным условием лицензионного договора является условие о том, что качество товаров и услуг, произведенных или предоставленных по лицензионному договору, не будет ниже качества товаров и услуг владельца свидетельства и что последний будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Такая норма, хоть и не прямо, но презюмирует тот факт, что на момент подписания договора владелец торговой марки (лицензиар) уже производит под ней определенные товары или предоставляет услуги, которые имеют некий уровень качества, который также должен соблюдать и лицензиат. Указанное, по сути, означает необходимость осуществления владельцем торговой марки определенной предпринимательской деятельности, что в свою очередь накладывает ограничения на тех субъектов из определенного ст.3 Закона Украины "О предотвращении коррупции" перечня, которым такая деятельность запрещена законом.

В частности, частью 3 ст.418 ГК Украины предусмотрено, что никто не может быть ограничен в осуществлении права интеллектуальной собственности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Так, по отношению к народным депутатам действует установленный ст.78 Конституции Украины и ст.3 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" запрет на занятие другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики).

Похожие положения, но в отношении членов Кабинета Министров Украины, руководителей центральных и местных органов исполнительной власти содержатся также в ст.120 Конституции Украины.

Предписания аналогичного характера изложены также в пп.1 ч.1 ст.25 Закона Украины "О предотвращении коррупции", где лицам, указанным в п. 1 ч.1 ст.3 этого Закона (кроме депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов (кроме осуществляющих свои полномочия в совете на постоянной основе), присяжных) запрещается занятие другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины.

Дополнительно следует указать, что ч.1 ст.36 Закона Украины "О предотвращении коррупции" обязывает указанных в п.1, пп. "а" п. 2 ч. 1 ст.3 данного Закона лиц в течение 30 дней после назначения (избрания) на должность передать в управление другому лицу принадлежащие им предприятия и корпоративные права в установленном порядке.

Таким образом, несмотря на то, что действующим законодательством не установлено прямого запрета лицам, определенным в ст. 3 Закона Украины "О предотвращении коррупции", иметь и распоряжаться принадлежащими им торговыми марками, специальные законы в сфере оформления и распоряжения такими объектами, а также в сфере противодействия коррупции, значительно усложняют указанным лицам распоряжение принадлежащими им торговыми марками, особенно, если это касается их дальнейшей платной передачи другим лицам в использование на основании лицензионных договоров.