Можно ли успешно оспорить доначисление НДС при продаже ПО

Налоговые органы опять занялись формализмом и начали придираться к продажам программного обеспечения через продажу кода активации

В 2012 году была введена налоговая льгота в виде освобождения от НДС операций по поставке программной продукции (программного обеспечения, ПО). Целью льготы было в первую очередь удешевление программной продукции. Продавцы могли не начислять НДС при продажах ПО.

В 2017 году законодатель решил уточнить в Налоговом кодексе, что код активации ПО является компонентом компьютерной программы, при передаче которого также применяется льгота.

На первый взгляд, все выглядит понятно и без подобных уточнений: если готовое ПО в любом виде передается покупателю, то мы применяем льготу. Едва ли законодатель, вводивший льготу для продавцов ПО, хотел поощрить только тех, кто продает и передает ПО на цифровом носителе, и наказать тех, кто продает код активации программы.

Так для чего пришлось вносить такую, казалось бы, очевидную поправку?

А все потому, что налоговые органы опять занялись формализмом и поиском того, чего нет, а именно начали придираться к продажам ПО через продажу кода активации.

К примеру, не так давно на сайте фискалов появился пресс-релиз о победе в суде над "находчивым" правонарушителем, продающим код активации к своему же приложению. Однако не все так однозначно в этом деле.

Фабула кейса

Для известного в Украине ритейлера бытовой техники и электроники было разработано приложение для смартфонов.

Позднее ритейлер стал продавать разработанное приложение своим клиентам. Реализация осуществлялась в магазинах ритейлера вместе с бытовой техникой и другими товарами путем передачи кода активации ПО в фискальном чеке.

Таким образом, клиент скачивает приложение из сети, активирует его путем введения кода, указанного в чеке, и имеет возможность использовать функционал приложения. Ритейлер считал, что подобные операции освобождаются от уплаты НДС, ведь применяется льгота.

Логика налогового органа другая: приложение скачивается пользователями бесплатно, а код активации не меняет функций программы и не является программным продуктом или объектом интеллектуальной собственности.

Поэтому налоговый орган считал, что налоговая льгота в данном случае не применяется и доначислил ритейлеру "недоплаченный" НДС на сумму более 16 млн грн.

Ритейлер обжаловал решение в судебном порядке.

Что сказал суд?

Суд первой инстанции согласился с налоговиками, но суд апелляционной инстанции отменил это решение, обратив внимание, что, во-первых, первичная документация подтверждает факт реализации именно программной продукции, а не кода активации.

Во-вторых, код активации приложения является неотъемлемой составляющей программы, которая обеспечивает возможность использования всех ее функциональных возможностей и, соответственно, является программной продукцией в понимании действующего законодательства.
Такой подход кажется правомерным.

Итоги и мнение

Данный кейс может быть интересен не только ритейлерам, но и тем компаниям, которые до 01 января 2018 года регулярно продавали программное обеспечение путем передачи клиенту кода активации.

В любом случае, основное предназначение программы — использование ее функционала. Если пользователь может использовать приобретенную программу по назначению только после ее активации, то передача кода активации не может рассматриваться как отдельная операция с точки зрения учета. Соответственно, время и способ передачи кода активации не должны влиять на налоговые последствия поставки программного обеспечения, в частности, на применение налоговой льготы.

Авторы
Александр Майданик, советник налоговой практики ЕПАП Украина
Роман Герасименко, юрист судебной практики ЕПАП Украина