Налоговая реформа от Минфина в цифрах и без эмоций

Вариант налоговой реформы Министерства финансов как минимум не снижает фискальную нагрузку на предприятия. Так что же получит бизнес в случае его принятия?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие
Налоги на фонд оплаты труда и эксперимент без выводов

Законом №77-VIII от 28.12.2014 были сформулированы условия для выхода из тени зарплат в 2015 году и общее снижение нагрузки на фонд заработной платы. Так, предприятия, которые показали существенный рост зарплат, могли использовать для ставки Единого социального взноса в 2015 году коэффициент 0,4, а уже с 1 января 2016 года все предприятия могли использовать коэффициент 0,6.

Теперь Министерство финансов анонсирует якобы революционный подход, в котором ставка ЕСВ снижается до 20%. Но давайте просто оценим этот шаг в цифрах, взяв за основу таблицу расчетов, выложенную для демонстрации "налоговой революции" представителем Минфина. В отличие от минфиновской версии, которая "забывает" о коэффициенте 0,6 к ставке ЕСВ для всех плательщиков с 2016 года, мы используем сравнение именно с этим вариантом, где данные изменения к ЕСВ вступят в силу с 01.01.2016.

Заработная плата — начисленная, грн/месяц Налоговая модель Налог на доходы физических лиц Единый социальный взнос с работника (3,6%) Единый социальный взнос с предприятия Военный сбор Чистая зарплата (на руки) Всего налогов к уплате Налоги к уплате / Чистая зарпла-та, %
4 000 согласно закону № 77-VIII от 30.12.2014 578 144 888 60 3 218 1 670 52%
предложение Минфина 524 0 800 60 3 416 1 384 41%
6 000 согласно закону № 77-VIII 868 216 1 332 90 4 826 2 506 52%
предложение Минфина 924 0 1 200 90 4 986 2 214 44%
8 000 согласно закону № 77-VIII 1 157 288 1 776 120 6 435 3 341 52%
предложение Минфина 1 324 0 1 600 120 6 556 3 044 46%
10 000 согласно закону № 77-VIII 1 446 360 2 220 150 8 044 4 176 52%
предложение Минфина 1 724 0 2 000 150 8 126 3 874 48%
12 000 согласно закону № 77-VIII 1 735 432 2 664 180 9 653 5 011 52%
предложение Минфина 2 124 0 2 400 180 9 696 4 704 49%

Как мы видим, изменения налогов на фонд оплаты труда, которые уже ранее были заложены в законодательство в виде коэффициента 0,6 к ставке ЕСВ, предполагают практически такое же снижение нагрузки, которое заложено в нынешние предложения реформы.

Давайте попытаемся проанализировать, является ли это снижение налогов достаточным с точки зрения детенизации? Эксперимент с коэффициентом 0,4 к ЕСВ в 2015 году показал следующее — около 7% предприятий воспользовались условиями эксперимента. На мой взгляд, трактовать данный показатель можно так: бизнес готов выходить из тени, но размер снижения оказался недостаточным для детенизации. Уровень, 15-16% ЕСВ с предприятия + 3,6% ЕСВ с сотрудника + 15% налога на доходы физлиц + 1,5% военного сбора — все еще слишком высокая нагрузка на оплату труда, хотя и уже приблизившаяся к той, когда бизнес меняет отношение к налоговой нагрузке.

Поэтому предложенный Минфином вариант с уровнем налогов выше, чем в эксперименте по детенизации, — это лишь реверанс преимущественно в сторону крупных системных иностранных прозрачных компаний. Неудивительно, что его поддерживают такие международные ассоциации, как EBA, ACC и, наверное, NASA.

Новые налоги

Под аккомпанемент якобы сверхлиберальных изменений налогообложения фонда оплаты труда, о которых сказано выше, добавляются новые налоги, а именно:

Увеличение налога на прибыль на 2 процентных пункта до 20%. Бизнес знает, что этот налог "не работает"; Минфин тоже знает, что этот налог "не работает", ведь на сегодня для выполнения бюджета с бизнеса авансом взято 27 миллиардов грн переплат (столько государство должно бизнесу), но ставка налога повышается.

Увеличение налогов на недвижимость. Еще не отработана процедура сбора существующего налога, но в проекте ставка уже увеличивается и снимаются льготы, дающие возможность не платить налог владельцам небольшой жилплощади.

Увеличение НДС для лекарств с 7% до 20%.

Увеличение сборов от частных предпринимателей на едином налоге. Об этом подробнее.

Единый налог и непонимание микробизнеса

Представьте себе, что вы едете в Одессу, Львов, Каменец-Подольский или Яремче и останавливаетесь в мини-отеле. Представьте, что ремонтируете обувь или сдаете в химчистку вещи. Представьте, что отдаете ребенка на курсы или в частный мини-садик в соседнем доме. Мы сталкиваемся в этом случае с микробизнесом, когда люди обеспечивают свою занятость сами или с участием нескольких работников. Практически во всех указанных случаях произойдет оплата наличными или перевод денег на банковскую карту физлица. Проконтролировать эти отношения и эти платежи практически невозможно, а найденные "злоупотребления" в уплате налогов вряд ли стоит искоренять: напротив, люди, организующие такую деятельность, — огромная ценность для страны, ведь они не просят пособий и работы. Лучшее, что можно сделать с отношениями, которые ты не можешь проконтролировать, — это сказать: "Плати вот такую фиксированную сумму, и на этом наши отношения закончены". Поэтому фактический демонтаж 2-й группы в проекте реформы выглядит странно. Каким образом государство планирует отслеживать оборот таких мини-бизнесов, которые указаны выше? Какую альтернативу им предлагает?

Мы узнаем, что теперь вместо 2-й и 3-й группы плательщиков теперь будет группа B с предельным оборотом 2 миллиона гривень в год (в ЕС микро-, а не малым бизнесом считается предприятие с оборотом 2 миллиона евро в год), у которой налогообложение будет достигать 7,8% оборота, согласно презентации Минфина. Ограничения в деятельности данной группы, кроме максимального годового оборота, пока никак не описаны, происхождение цифр в презентации остается не до конца выясненным.

Насколько актуальны вообще изменения в условиях упрощенной системы налогообложения? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на топ крупнейших предприятий Украины, представленных Delo.ua.

Все суммарные обороты всех зарегистрированных на упрощенной системе являются статистической погрешностью на фоне этого списка.

Но ведь упрощенная система — это и интернет-магазин "Розетка", активно использующий десятки ФОП? А в этом, как ни странно, нет ничего страшного, на мой взгляд. Рано или поздно выросший успешный бизнес либо сам перейдет на работу через юрлицо (ведь это важно для капитализации), либо, как в случае с "Розеткой", в него инвестирует такой инвестиционный фонд, как Horizon Capital, что наверняка приведет к юридической прозрачности работы.

Дыра в бюджете, которая якобы не дает делать реформы

При падении ВВП в первом полугодии на более, чем 16% у нас уверенно перевыполняются все планы по сбору налогов, а на счетах Госказначейства на начало сентября скопилось более 46 миллиардов гривень. То, что правительство называет достижением, на самом деле стоит рассматривать как чересчур консервативный подход в оценке потенциала возможностей для снижения фискального давления. Несколько десятков миллиардов гривень могли бы сейчас работать в бизнесе, но были изъяты и лежат на счете Госказначейства.

Также огромным недостатком выглядит отсутствие и в Минфине, и в целом в Кабмине ответственного за сокращение неэффективных бюджетных затрат.

Что будет, если вообще ничего не менять

Посмотрим на ситуацию от противного. Если оставить действующее законодательство вообще без изменений, то:

  • Налоги на фонд оплаты труда не уменьшатся с 51-53% от зарплаты на руки (коэффициент 0,6 по ЕСВ согласно действующего законодательства) до 45-49%.
  • Не вырастут ставки налогов на недвижимость
  • Не увеличится ставка НДС для лекарств
  • Не увеличатся сборы с плательщиков единого налога

Глядя на эти факты, начинаешь сомневаться, что радикальная реформа "все по 20" вообще лучше, чем "ничего не трогать".

И на фоне перевыполнения бюджета и рекордных остатков на казначейском счете, реструктуризации внешней задолженности и снижении нагрузки на бюджет, огромном резерве в сокращении затрат бюджета и сигналов МВФ о готовности финансово поддержать реформы возникает вопрос: какие еще нужны предпосылки для действительно настоящей налоговой реформы, направленной на стимулирование экономического роста?