НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Неравенство погубит мировую экономику — Стиглиц

"Стремясь решить "мелкие" насущные проблемы, мы порой забываем о более глобальных угрозах. Это ставит под вопрос будущее мировой политики и экономики", — пишет в статье "Пост-кризисный критический момент" нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Из-за кризиса евро и фискального обрыва в Америке легко игнорировать долгосрочные проблемы, возникшие в мировой экономике. Но, продолжая концентрировать внимание на насущных делах, более значимые проблемы продолжают "тлеть".

Наиболее серьезной проблемой является глобальное потепление. Слабые показатели мировой экономики привели к соответствующему замедлению темпов роста выбросов углекислого газа, но это только короткая передышка. И мы не демонстрируем никакого прогресса: из-за медленной реакции в ответ на климатические изменения достижение предела в два градуса по Цельсию по повышению глобальной температуры потребует резкого сокращения выбросов в будущем.

Некоторые считают, что, учитывая экономический спад, мы должны отодвинуть глобальное потепление на второй план. Напротив, модернизация глобальной экономики во имя изменения климата будет способствовать восстановлению совокупного спроса и экономического роста.

В то же время темпы научно-технического прогресса и глобализации требуют быстрых структурных изменений как в развитых, так и в развивающихся странах. Такие изменения могут быть травматическими, и рынки часто относятся к ним с долей скепсиса.

Великая депрессия частично возникла из-за трудностей при переходе от сельской, аграрной экономики к городской, производственной, так и сегодняшние проблемы возникают отчасти из-за необходимости перехода от производства к услугам. Должны создаваться новые предприятия и современные финансовые рынки демонстрируют лучшую динамику в спекуляции и эксплуатации, чем в предоставлении средств для новых предприятий, особенно малых и средних компаний.

Кроме того, переход требует инвестиций в человеческий капитал, чего люди зачастую не могут себе позволить. Среди услуг, желаемых людьми, находятся здравоохранение и образование. Это два сектора, в которых правительство, естественно, играет важную роль (в силу присущего несовершенства рынка в этих секторах и опасений по поводу собственного капитала).

До кризиса 2008 года было много разговоров о глобальных дисбалансах, а также о необходимости торговли излишками в странах, таких как Германия и Китай, чтобы увеличить потребление. Эта проблема не исчезла, более того, отказ Германии от попытки решения хронической проблемы с излишком вырабатываемой продукции является неотъемлемой частью кризиса евро. Внешний торговый баланс Китая в процентах от ВВП упал, но долгосрочные последствия до сих пор не ясны.

Общий внешнеторговый дефицит Америки не исчезнет без увеличения внутренних сбережений и более фундаментальных изменений в мировых валютных договоренностях. Предыдущие только усугубят спад в стране и не дадут выигрышных карт на руки. Так как Китай увеличивает свое потребление, это не означает, что государство обязательно будет покупать больше товаров из Соединенных Штатов. На самом деле, подобный шаг, скорее всего, увеличит потребление услуг, чем товаров — например, здравоохранения и образования — в результате глубоких нарушений в глобальной цепи поставок, особенно в странах, которые поставляют материалы для китайских производителей-экспортеров.

Наконец, во всем мире существует кризис неравенства. Проблема не только в том, что высокодоходные социальные группы и страны получают большую долю экономического пирога, но средний класс не особенно участвует в получении дивидендов от экономического роста. В то же время во многих странах растет бедность. В США равенство возможностей было признано мифом.

В то время как Великая рецессия усилила эти тенденции, они были очевидны задолго до ее начала. Более того, я (да и другие) утверждаю, что растущее неравенство является одной из причин экономического спада и отчасти является следствием глубоких структурных изменений, происходящих в глобальной экономике.

Экономическая и политическая система, которая не подходит большинству граждан и не обеспечивает их необходимыми благами, не является устойчивой в долгосрочной перспективе. В конце концов, вера в демократию и рыночную экономику будет разрушаться, и легитимность существующих институтов и механизмов будет поставлена под вопрос.

Хорошей новостью является то, что разрыв между развивающимися и развитыми странами значительно сократился в последние три десятилетия. Тем не менее, сотни миллионов людей остаются в бедности, и наблюдается лишь незначительный прогресс в сокращении разрыва между наименее развитыми странами и остальными.

Поэтому несправедливые торговые соглашения — в том числе с сохранением неоправданных сельскохозяйственных субсидий, которые ведут к снижению цен, которые влияют на размер дохода многих беднейших стран. Развитые страны не выполнили обещания в Дохе в ноябре 2001 года о создании ориентированного на развитие торгового режима, или их же залог на саммите G8 в Глениглсе в 2005 году по обеспечению значительно большего количества помощи более бедным странам.

Рынок сам по себе не сможет решить любую из этих проблем. Глобальное потепление является квинтэссенцией проблемы "общественных благ". Для того чтобы произошли структурные переходы, в которых нуждается мир, правительства должны принять более активную роль, поскольку требования для сокращений растут в Европе и США.

В ответ на меры, при помощи которых мы боремся с кризисом сегодня, мы должны задать себе вопрос об эффективности этих мер в отношении долгосрочных проблем. Путь, обозначенный дефицитными проблемами и сокращением, как усиливает, так и ослабляет экономику сегодня и подрывает перспективы на будущее. Ирония заключается в том, что недостаточный совокупный спрос является основным источником глобального ослабления. Но сегодня есть альтернатива: инвестировать в наше будущее, способами, которые помогают нам решать одновременно проблемы глобального потепления, глобального неравенства и бедности, и вводить необходимые структурные изменения.

Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике и профессор Колумбийского университета, экс-председатель совета президента США Билла Клинтона по экономическим вопросам и старший вице-президент и главный экономист Всемирного банка. Его последняя книга — "Цена неравенства: Как сегодня разделенное общество ставит под угрозу наше будущее".