Новая налоговая система для Украины: 4 принципиальных проблемы и их решения

Критикуя — предлагай. В виде дополнения к своей колонке с критикой видения Министерством финансов налоговой реформы добавлю "конструктива" в виде того, а как же на самом деле может быть иначе

С первой колонкой вы можете ознакомиться здесь. А теперь, когда вы уже почти готовы кричать "зрада", давайте разберем вопрос конструктивно.

Проблема. Украина — страна с высоким человеческим потенциалом и низким уровнем жизни.

Решение. Самый ценный ресурс — люди, по уровню образованности и навыков мы существенно превосходим соседей в рейтинге благосостояния. Именно потому уровень налогообложения оплаты труда должен стать минимальным, привлекая инвестиции в трудоемкие сферы — таким, при котором теневые зарплаты станут официальными в силу низкой экономии от сокрытия доходов. Этот уровень налогообложения должен быть несопоставимо ниже среднеевропейского. Максимально возможный уровень всех изъятий (нынешние ЕСВ, налог на доходы физлиц, военный сбор) не должен превышать 20%.

Проблема. Нет заинтересованности "показывать" прибыль в силу неразвитости рынков капитала, прибыль согласно отчетности не выступает фактором оценки рынком для формирования оценки стоимости бизнеса. Налоговая выполняет план сбора налога на прибыль прямым давлением на бизнес, договоренностями о переплатах налога авансом.

Решение. Облагать только распределенную прибыль, для реинвестированной использовать нулевую ставку. Так, использовав этот подход, Эстония резко увеличила прямые инвестиции в экономику — еще бы, ведь это в Украине корпоративный налог на прибыль составляет лишь 7-8% сводного бюджета, его вес в бюджетах других стран значительно выше. Стать своего рода оффшором в части налога на прибыль для крупных компаний, убрать стимулы скрывать прибыль на Кипре и других оффшорных зонах, исключить давление налоговой на бизнес в части трактовки характера хозяйственной деятельности и при этом минимально потерять в наполнении бюджета — это решение лежит на поверхности.

Проблема. Коррупционный НДС. Система электронного администрирования НДС, заработавшая 1 июля, считает НДС в составе цены "другими деньгами", снижая тем самым ликвидность бизнеса. Такой подход спецсчетов НДС недолгое время без особых успехов применялся в Болгарии и используется сейчас в авторитарном Азербайджане.

Решение. Если и усиливать контроль, то через удобно организованную электронную регистрацию накладных, а не блокирование средств предприятий в виде депонирования. Вся модель налоговых ям и коррупционного НДС всегда замыкалась на органы государственной фискальной службы. Ведь все предприниматели знают контакты и координаты налоговых ям. Знает их и налоговая. Поэтому здесь вопрос политической воли для закрытия "ям" вместо искажения работы бизнеса.

Проблема. Потери бюджета от снижения налоговых ставок. При фактическом снижении налоговой нагрузки снизятся поступления в бюджет. Компенсация в виде роста экономики произойдет с временным лагом, возникнет фискальный разрыв.

Решение. Рассмотрение бюджета в формате "прошлый год + индексация" является тупиковым вариантом налоговой реформы. Как только Минфин напишет к текущей сумме бюджета "минус 100 миллиардов гривень", то придется формировать бюджет не историческим методом, а с нуля, как это периодически приходится делать бизнесу. Придется вычеркивать избыточных людей, министерства, ведомства, ансамбли народной пляски и псевдонаучные государственные институции, оставлять лишь то, без чего никак не обойтись. Существует ли решение с бюджетом на 100 миллиардов гривень меньше? Безусловно. А временный рост безработицы от сокращенных бюджетников будет на деле потенциалом для будущего роста экономики. Если и говорить о так называемых "компенсаторах" для бюджета, то давайте умеренно облагать то, куда направляются крупные теневые доходы — недвижимость, земля. Не ловить на "затратах, неподтвержденных доходами", а облачать умеренным аналогом эти материализовавшиеся теневые доходы.

И не нужно искать компенсаторы на все 100% сокращения налоговых поступлений — иначе это не реформа.

Результат реформ должен быть очевидным, в результате реформы ты должен иметь возможность сказать: мы отказались от зарплатах в конверте, потому что это нецелесообразно, ведь у нас самая низкая в Европе нагрузка на фонд оплаты труда; для реинвестированной прибыли у нас нулевая ставка налога, ведите бизнес в Украине, мы практически оффшор в этом показателе; у нас налоговая больше не трактует законодательство. Мы обязаны хоть в каких-то параметрах стать лучшими или потенциально лучшими для ведения бизнеса, сделать явные акценты на то, почему в Украине нужно делать бизнес.

После эстонской реформы 2000 года два парня — датчанин и швед — переехали в Эстонию, где налоги были ниже, а люди квалифицированными. Там они создали всем известный Skype, заложив фундамент превращения Эстонии в ведущую ИТ-державу Европы. Реформа должна быть такого уровня, чтобы о ней легко было в трех предложениях рассказать всему миру. Все остальное — это поправки и уточнения, а не реформа.