НСК «Олимпийский» мог стоить значительно дешевле

Академик Академии строительства Эдуард Киркевич: Государство должно было привлечь ученых из Института автоматизированных систем в строительстве для удешевления реконструкции НСК «Олимпийский», однако этого не было сделано

Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» является основополагающим, судьбоносным для многих отраслей народного хозяйства. 

Он затрагивает интересы жизнедеятельности всех сторон государства, начиная от проектирования и строительства домиков в сельской местности до крупных промышленных комплексов. 

Пути воплощения  

Нужно вспомнить, как решались в недалеком прошлом такие задачи при возведении грандиозных промышленных комплексов.В свое время, благодаря применению Систем сетевого планирования и управления  было обеспеченно своевременное введение в действие таких уникальных промышленных объектов, как толстолистовой стан «3600» на металлургическом комбинате «Азовсталь», доменная печь №9 объемом 5000 м3 на комбинате «Криворожсталь», стан «3000» в Мариуполе, металлургические комплексы  производства арматурной стали и гнутых профилей проката, оборотная и тоннельная печи в Запорожье, сталеплавильные цеха в Днепропетровске, кислородно-конверторный цех в Кривом Роге и много других объектов.

В этом случае возможность срыва сроков – минимальна, стоимость под постоянным контролем.Методическое пособие по вопросу решения задач содержится в книге известного американского математика Д. Пойя  «Как решать задачу», изданной в 1944году.

Эта книга актуальна и сегодня.Западная практика ведения проектов и многолетний отечественный опыт разработки систем оборонного комплекса показывают, что использование методик планирования и контроля за ходом работ не только ускоряет выполнение проекта, но и значительно уменьшает затраты на его реализацию.

Имеющееся в подчинении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Государственное предприятие «Государственный научно-исследовательский   институт автоматизированных систем в строительстве» создавалось в 1966 году именно для этих целей.В составе Национальной академии наук Украины также находится Институту кибернетики имени В.М.Глушкова.Эти организации вполне в состоянии, применяя математические методы сетевого планирования и управления оказать помощь правительству в организации, координации работы  по внедрению в жизнь Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Сетевые модели в этом случае будут состоять из большого числа «событий» и «работ». 

Известный специалистам метод критического пути (Critical Path Method — CPM) имеет  три достоинства — позволяет получить графическое представление проекта, определяет ориентировочное время, требуемое для его выполнения, и показывает, какие действия критичны, а какие не столь важны для соблюдения всего графика работ.

При использовании СРМ действия, составляющие проект, моделируются как сеть, разбитая на узлы завершения этапов работ.В свою очередь, возможности оптимизации, заложенные в методику СРМ, заключаются в ускорении хода выполнения работ, составляющих критический путь методом распараллеливания усилий или простого сокращения времени выполнения проекта.

В итоге, если менеджеру удается сократить сроки выполнения работ, составляющих критический путь, ускоряется весь процесс выполнения проекта.    Для задач, связанных с интеллектуальным трудом и другими вопросами, в которых стоимость оптимизируемого параметра не известна наверняка, используется метод PERT-анализа Program Evaluation Review Technique. Он был разработан сотрудниками Военно-морского флота США в 1957 году для обеспечения создания ракеты «Поларис».Использование метода PERT позволяет руководству программы точно знать, что требуется делать в каждый момент времени и кто именно должен это делать, а также какова вероятность своевременного завершения отдельных операций.

Для получения еще более точных оценок, можно использовать некоторые специальные математические методы, например «рулетка случайных чисел Монте-Карло» или методы статистического моделирования. Хотя первые методики используются и по сей день. 
Средства, потраченные на создание Системы планирования и контроля, управленческих задач - минимальны, при максимальном эффекте.

Правда есть опасность инертности мышления чиновников среднего звена, элементарное непонимания и  незнание методов решения управленческих задач.Характерным примером может служить ответ за подписью Заместителя Министра Минрегионстроя Украины на мое предложение применить систему сетевого планирования и контроля по методу «критического пути» при реконструкции НСК «Олимпийский».

«На виконання доручення Секретаріату Кабінету Міністрів України від 16.10.09 № 41 -К-044492/26-1 Міністерство регіонального розвитку та будівництва України розглянуло Вашого листа щодо застосування «Методів вирішення управлінських завдань математичними методами чіткового планування і управління із знаходженням найкращих варіантів за вартістю, строкам і шляхам виконання робіт» в період реконструкції і будівництва об'єктів комплексу НСК «Олімпійський», повідомляє:        
    
До сфери управління Мінрегіонбуду належить ДП «Державний науково-дослідний інститут автоматизованих систем в будівництві» діяльність якого спрямована на забезпечення потреб будівельного комплексу в інформаційних ресурсах, легальних прикладних та системних програмних засобах, засобах захисту інформації, типізації, уніфікації та стандартизації технологічних процесів обробки інформації та організації навчання працівників проектних і будівельних організацій з питань впровадження сучасних інформаційних технологій для розробки проектно-кошторисної документації, автоматизації процесів організаційного управління, використання інформаційно-комунікаційних технологій у сфері управління.

З огляду на це. Інститут підтверджує свої науково-технічні можливості та зацікавленість в практичній участі у проектах пов'язаних, з розробкою та впровадженням систем сіткового планування і управління, в т. ч. і в залученні до відповідної роботи по об'єктах «ЄВРО-2012». Відповідно до чинного законодавства України, замовник (забудовник) самостійно визначає організації, які необхідно залучати до підрядних, проектних робіт, а також щодо здійснення науково-технічного супроводу, укладаючи з ним відповідні договори, за результатами конкурсу чи тендера. Втручання органів виконавчої влади в договірні відносини між суб'єктами господарювання, які не належать до сфери їх управління, заборонено чинним законодавством (ст. 19 Господарського кодексу України). Таким чином, суб'єкти господарювання самостійно вирішують питання організації своєї діяльності та співпрацюють з іншими суб'єктами господарювання».

Давать комментарии просто не хочется. В тоже время, исходя из ответа, можно сделать вывод, что по вопросу управленческих задач, входящих в зону деятельностиМинистерства строительства и коммунального хозяйства Украины такие заказы последуют.

В первую очередь по внедрению в жизнь заданий и положений Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности».      

На мой взгляд, будет своевременным просить Кабинет Министров поручить соответствующим ведомствам, вместе с вышеупомянутыми институтами подготовить на рассмотрение правительства отдельное постановление « О внедрении математических методов и Систем сетевого планирования и управления ».     

Профессионалы в этой области высоко ценятся (в США это третья по средней величине оплаты профессия после юристов и врачей), а сама методология управления проектами стала фактическим стандартом управления на многих тысячах предприятий и применяется в той или другой степени практически во всех больших корпорациях. Недавно принятые стандарты управления проектами ANSI, разработанный проект стандартов управления проектами ISO.

Эдуард Киркевич,академик Академии строительства Украины, эксперт Госпредприятия «Научно-исследовательская, производственно-техническая агенция «Стратегия регионального развития» Минрегионстроя Украины.