НБУ курс:

USD

41,51

+0,10

EUR

45,16

--0,05

Наличный курс:

USD

41,57

41,49

EUR

45,25

45,00

Онлайн-банк для Дела: какие интернет-услуги банков наиболее популярны у предпринимателей

Онлайн-банк для Дела: какие интернет-услуги банков наиболее популярны у предпринимателей
Эксперты прогнозируют, что через 1-2 года во всех банках, которые работают с МСБ, появится онлайн формат. Delo.ua выяснило, какие банки уже сегодня могут предложить предпринимателям широкий спектр онлайн-услуг
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Портал Delo.ua провел опрос среди экспертов и читателей: какой онлайн-банк лучше для малого и среднего бизнеса (МСБ)? Онлайн-банки оценивались по целому ряду критериев, включая такие, как возможность открытия гривневого и валютного счетов без посещения отделения; оформления кредита 100% онлайн — от заявки до получения средств; наличие онлайн-бухгалтерии, встроенной в клиент-банк и пр. Учитывалась общая сумма голосов экспертов и читателей. В результате чего мы получили тройку победителей. Первое место по суммарной оценке занял Приват24 для бизнеса. ПриватБанк запустил формат онлайн-обслуживания бизнес-клиентов много лет назад и уже наработал достаточно большой опыт. "Приват24 для бизнеса" — это круглосуточный доступ к счетам и платежам в режиме реального времени. Это — возможность просматривать остатки по счетам и получать выписки, готовить платежи, проверять списки подготовленных платежей, просматривать журнал полученных и отправленных платежей, работать с депозитами, осуществлять валютные операции, генерировать ключи ЭЦП для подписи платежей и многое другое", — рассказывает руководитель направления обслуживания малого и среднего бизнеса ПриватБанка Сергей Клюев. По его словам, благодаря в том числе и онлайн-банку, кредитование МСБ растет у них довольно большими темпами: "В 2018-м году наш банк прокредитовал малого и среднего бизнеса на 6 млрд грн. В 2019-м году планируем — на 8 млрд грн, а в 2020-м году — на 10 млрд грн. Эти цифры говорят сами за себя", — рассказывает Сергей Клюев. Второе место занял ТАС24 Бизнес. Таскомбанк запустил онлайн-банк ТАС24 Бизнес 1,5 года назад и за этот период многого достиг в онлайн-обслуживании МСБ. "Многие банки заявляли о запуске онлайн-обслуживания, но у всех онлайн ограничивался приёмом заявок, а дальше всё равно надо было идти в отделение. Мы были первыми на рынке, кто с момента запуска предложил рынку настоящий 100% онлайн без единого визита в отделение", — рассказывает   руководитель онлайн банка ТАС24 Бизнес Александр Николенко. Речь идет о запуске сервиса "Мобильный банкир" для МСБ. И теперь "мобильные банкиры" этого банка  приезжают к клиенту в любой населённый пункт, привозят карту и проводят идентификацию. "Кроме того, мы создали систему, в которой клиент может управлять финансами с любого дивайса, используя тот, который сейчас под рукой, — хоть с компьютера, хоть со смартфона. И наши услуги доступны в любой точке страны, где есть интерент", — отмечает Александр Николенко. Третье место — за EVOLUTE by OTP. OTP Bank запустил онлайн-банк для МСБ сравнительно недавно — в 2019 году, и теперь активно развивает это направление. "Мы запустили онлайн-банкинг для предпринимателей EVOLUTE by OTP, чтобы клиентам было легко и удобно открыть счет, делать переводы, управлять картами, делать другие операции через смартфон. Мы понимаем, что у предпринимателя мало свободного времени, поэтому мы делаем все, чтобы сотрудничество с банком было максимально простым, понятным и быстрым", — рассказывает руководитель проектов EVOLUTE by OTP Ирина Мохамед.

Потребности бизнеса

О том, что малый и средний бизнес остро нуждается в доступных онлайн-услугах банков, не говорит разве что ленивый. "Но, к сожалению, большинство существующих систем интернет-банкинга предоставляют услуги только для физлиц (как, например, оплата коммуналки, перевод денег, пополнение мобильного, заказ цветов и т.д.). Совсем немногие из них предоставляют услуги по счетам ФЛП или ФОП", — отмечает  член президиума "Национальной организации розничной торговли" (НОРТ) Николай Ганул.  В первую очередь МСБ нуждается в лояльных и проактивных банковских службах поддержки, которые будут вести клиента и до момента заключения договора, и после. "Такие службы помогут и доработать ИТ-решение, и давать оперативные ответы во время активных продаж, чтобы бизнес не простаивал", — говорит Николай Ганул. Также есть потребность в дополнительных онлайн-сервисах. "В современном мире онлайн-сервисы становятся все более полезными инструментами в работе малого и среднего бизнеса. К примеру, те, которые упрощают работу бухгалтерии. И здесь перечислять можно не одну опцию. Например, бухгалтерия онлайн — учет бухгалтерии в смартфоне, где не нужно покупать дорогостоящее ПО, лицензии 1С и нанимать программистов", — говорит координатор Комитета электронных платежей Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА) Ольга Куничак. Виртуальную бухгалтерию, как один из наиболее востребованных бизнесом онлайн-сервисов называют и другие предприниматели. "Для малого и микро-бизнеса, думаю, как и для крупного, важны надежность, простота и скорость онлайн-обслуживания. Собственно, поэтому такие сервисы,  как электронный документооборот, онлайн-бухгалтерия и отчетность и пользуются наибольшей популярностью", — отмечает координатор проекта Unlimit Ukraine Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) Елена Эро. На сегодня Unlimit Ukraine объединяет 870 малых и микро-бизнесов.

Виртуальный бухгалтер 

К сожалению, сегодня немногие банки готовы предоставить МСБ "виртуального бухгалтера". Как правило, большинство онлайн-банков ограничиваются предоставлением консультаций по бухгалтерским, юридическим или вопросам, связанным с внешне-экономической деятельностью, а также помогают предпринимателям сдавать налоговую отчетность онлайн через сервис Liga:REPORT, который интегрирован в интернет-банк. Дальше всех в этом вопросе пошел ТАС24 Бизнес. "Оказалось, что для многих людей, которые хотели бы начать свой бизнес, страх перед ведением бухгалтерии становится серьёзным стоп-фактором. Поэтому мы встроили в клиент-банк простую и удобную систему самостоятельного ведения бухгалтерии. Для клиентов очень важно, что эта система бесплатна. А для нас важно, что это наша собственная разработка (в отличие от конкурентов, которые предлагают бухгалтерию на основе сторонних решений), это даёт нам возможности самостоятельной и быстрой разработки и внедрения нового функционала", — рассказывает Александр Николенко. Более того, по словам Николенко, ТАС24 Бизнес на этом не остановился, а создал инновационный продукт "Бухгалтерия онлайн+", позволяющий передать всю бухгалтерию на полный профессиональный аутсорс всего за 400 грн в месяц. "При этом клиент получает высокопрофессиональные услуги, гарантию своевременного выполнения всех работ и полную безопасность своих активов", — рассказывает Александр Николенко.

Проблемы и решения

Предприниматели ценят и такие сервисы онлайн-банков, как круглосуточная онлайн-поддержка клиентов, заточенная под работу с предпринимателями, возможность совершать в Интернете расчеты  и валютно-обменные операции. "Безусловно, банковский сектор сегодня достаточно активно развивается и внедряет новации. Но все же есть и определенные "но". Например, к сожалению, со счета напрямую предприниматель не может снять средства — только через перевод на карту, что занимает время. А в большинстве банков в выходные дни данную операцию вообще нельзя осуществить, так как онлайн-операция недоступна, а физически банк не работает. Кроме того, далеко не у всех банков есть адаптированные ко всем устройствам версии приложений, например, для MacOS. Это также может создавать определенные организационные неудобства", — отмечает Елена Эро. Сами онлайн-банки также отмечают ряд препятствий на пути развития. "Для развития онлайн-формата нужен максимально оцифрованный документооборот и полномасштабное использование предпринимателями ЕЦП", — считает директор департамента развития продуктов для среднего и малого бизнеса Креди Агриколь Банка Оксана Чернозуб. Начальник управления Digital развития малого бизнеса ПУМБ Максим Масюк говорит, что нужны изменения в законодательстве. "Сейчас в Украине работает одна нормативная база для всех типов корпоративных клиентов, которая достаточно сложно проецируется на "микробизнес", оставляя данный сегмент предпринимателей без должной финансовой поддержки от банковского сектора. В нынешних реалиях, применяя общие подходы в корпоративном кредитовании к микробизнесу, банкам выдавать мелкие кредиты невыгодно (слишком много ручного труда), а искать и внедрять новые подходы в работе с этим сегментом готовы далеко не все", — отмечает он.  Также, по словам Максима Масюка, согласно требованиям нормативных документов, банк обязан регулярно актуализировать юридические дела клиентов. "В рамках этого процесса клиента, как правило, приглашают в отделение, чтобы сделать несколько копий и актуализировать информацию о нем в банковских комплексах. Весь этот процесс можно выполнять дистанционно и в электронном виде, но далеко не все банки стремятся усовершенствовать это направление", — констатирует банкир.

Кредиты в онлайн-формате

Не смотря на технические и нормативные препоны, банки успешно развивают онлайн-кредитование МСБ.  Кредит на развитие бизнеса (КРБ), по словам Александра Николенко, сегодня самый популярный в ТАС24Бизнес универсальный кредит. "Максимальные суммы беззалогового КРБ — 2 млн грн для юридических лиц и 500 тыс грн для ФЛП. В августе 2019 мы запустили новую разновидность этого кредита — залоговый КРБ. Залоговый кредит рассчитан на тех, кто хочет получить сумму больше, чем в беззалоговых кредитах (до 10 млн грн для юридических лиц и до 5 млн грн для ФЛП), и получить её быстро, в онлайне и с минимальным пакетом документом. В качестве залога могут выступать квартиры и автомобили. Срок от 6 до 36 месяцев. Ежемесячная комиссия 1,99%", — рассказывает банкир. "В нашем банке высоким спросом пользуется овердрафтное финансирование в объеме до 30-40% от ежемесячных поступлений, лимит которого устанавливается сроком на год и обнуляется минимум раз в квартал. Наибольшей популярностью пользуются беззалоговые овердрафты, но мы предлагаем и вариант залогового. Также востребованы кредитная линия на пополнение оборотных средств и кредиты на приобретение транспортных средств и оборудования", — говорит Оксана Чернозуб. Онлайн-кредитование — это формат будущего и весь банковский рынок уже движется в этом направлении. "То, что его доля в общем кредитовании малого и среднего бизнеса будет расти, ни у кого не вызывает сомнений. После того, как мы установили новый стандарт банковского обслуживания для МСБ, — 100% онлайн, — рынок начал активно создавать и совершенствовать свои онлайн-процессы. Думаю, что через 2-3 года процентов 50 кредитов будут онлайновыми", — прогнозирует Александр Николенко.

Будущее онлайн-банков для МСБ

Предприниматели тоже с оптимизмом оценивают перспективу развития онлайн-банкинга для МСБ в Украине. "Онлайн-сервисы банков очень упрощают жизнь для малого и микробизнеса. Поэтому, надеюсь, их будет становиться все больше, и это, в том числе, будет способствовать постепенному выходу малого бизнеса из тени", — говорит Елена Эро. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие пару лет во всех банках, которые работают с МСБ, онлайн-формат появится хоть в каком-то виде — пусть не 100%, но как минимум заявки на открытие счёта можно будет оформить. Будут развиваться и мобильные приложения. "К 2022 году 80% интернет-трафика будет поступать с мобильных устройств. Дать удобный и качественный функционал клиенту в мобильном приложении — это важнейшая задача банков в краткосрочной перспективе", — считает Максим Масюк. "Для нас мобильное приложение ТАС24 Бизнес — это стратегически важное направление. Поэтому уже сейчас оно обладает максимальным функционалом — открытие счета ФЛП, подготовка и проведение любых платежей, включая переводы на карты других банков по номеру, подача заявки, получение и погашение кредита, размещение, пополнение и снятие депозита, продажа валюты, управление картами (смена пин-кода, управление лимитами, блокировка и разблокировка, перевыпуск)", — подтверждает важность мобильных приложений Александр Николенко. Также по прогнозам Александра Николенко, в ближайшем будущем будет набирать популярность тренд передачи предпринимателями обслуживающих функций на аутсорс онлайн-банкам. Таких как, например, бухгалтерия, проверка контрагентов, защита бизнеса. "Но самое главное, что хотелось бы увидеть в ближайшие пару лет, — это рост количества бизнесменов, которые понимают ценность онлайн формата. Тех, кто знает, почему ЭЦП намного надёжнее ручной подписи, кто уверен, что электронный документ — такой же документ, как и бумажный, кто принимает новые технологии как средство упрощения ведения бизнеса, а не как "что-то сложное, в чём трудно разобраться", — надеется Александр Николенко.