Почему в Минэкономразвития отказались от регуляторной гильотины

Замминистра экономического развития рассказала, почему дерегуляция в Украине дважды проваливалась и в чем разница между эффективным регулированием и регуляторной гильотиной

Вчера на заседании Кабинета министров Айварас Абромавичус сообщил, что ранее объявленная Министерством экономического развития "регуляторная гильотина" отменяется. Он объяснил, что "гильотина" может привести к регуляторному вакууму в определенных секторах и негативно сказаться на качестве регулирования — к такому выводу МЭРТ пришел после консультаций с европейскими партнерами. Это заявление было расценено как "зрада" и отказ правительства от обещанного упрощения процедур. Но это не так.

Всем хочется жить радикально лучше здесь и сейчас, в связи с чем идея регуляторной гильотины так отлично прижилась в наших умах. Но де-факто, с самого начала, концепция, предложенная американской компанией Jacobs, Cordova & Associates, только называлась гильотиной, а на самом деле была планом ползучей дерегуляции на 3-5 лет (средний показатель по другим странам). Одним словом, "гильотина" — скорее маркетинговое название, которое не отражает истинной сути вещей.

Кроме того, в Украине "гильотина" проводилась уже дважды — в 2005 и 2010 годах под руководством все той же американской компании. Результат налицо.

Легче всего рубануть все регулирование за один раз. Но есть нюансы.

Во-первых, Украина взяла на себя обязательство гармонизации законодательства с европейским, в котором все зарегулировано, но правильно и качественно. В связи с этим мы обязаны пересматривать наши регуляторные акты на предмет их соответствия Договору об углублении зоны свободной торговли (DCFTA) и законодательства ЕС.

Во-вторых, регуляторный вакуум — это небезопасно в таким отраслях, как энергетика (особенная ядерная), защита окружающей среды, экология, продукты питания, фармацевтика. Хотим мы или не хотим, но во всех странах мира эти отрасли крайне зарегулированы для блага самих граждан. Другое дело, что в нашей стране многое коррумпировано или просто не работает, но гильотиной и дерегуляцией этого не исправить.

В-третьих, при отсутствии регуляции в экспорте (различные сертификаты, карантин, стандартизация, техническое регулирование и т.д.) нам просто закроют границы, обнесут забором с колючей проволокой и не будут пускать даже в страны третьего мира. ЕС об этом написал четко и понятно.

Учитывая все это, концепция гильотины сменилась концепцией лучшей регуляции, которая нам очень нужна.

Хочу также обратить внимание, что для того, чтобы любая дерегуляция действительно работала, нужно обеспечить еще две вещи:

  1. Поставить фильтр на новые регуляции, иначе вместо отмененных 2 тыс. появятся еще 4 тыс. новых;
  2. Выполнять законы, которые принимаются или отменяются.

Помимо этого, отказ от концепции гильотины не означает отказа от политики дерегуляции в целом. Дерегуляция остается одним из приоритетных направлений правительства.

В марте 2015 года правительством был утвержден план, который включает перечень из 131 первоочередных мероприятий по упрощению условий работы частного сектора и предоставления государственными органами услуг бизнесу и гражданам.

На сегодняшний день выполнено 84 мероприятия по дерегуляции. 70 мероприятий были выполнены еще до утверждения плана правительством, 87 мероприятий находятся сейчас в процессе и планируются завершиться в течение 3 месяцев. Правительством принят законопроект о перечне административных услуг, который сокращает и фиксирует список услуг, предоставляемых государством, с 3 тыс. до 562. Сокращено количество разрешительных документов с 143 стало до 84, сокращены перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию с 56 до 30, введено электронное лицензирование и т.д.

Более того, в Раде лежит 21 дерегуляционный законопроект, и мы уже готовы заполнить следующий "день экономического развития" в парламенте.