Последний гвоздь в крышку Сенного рынка: Что будет дальше на месте скандальной стройки

28 ноября мэр Киева Виталий Кличко подписал "мировую" с застройщиком ЖК "Ярославов Град" на месте Сенного рынка. Delo.UA решило узнать, почему так произошло и что будет дальше
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Шаг вперед, два назад

Киевлянке Ольге Ивановой в октябре исполнилось 53 года, из них последние 20 лет она живет на Бульварно-Кудрявской возле бывшего Сенного рынка. До недавнего времени это был тихий и спокойный район. Однако в конце прошлого года здесь началось строительство жилого центра "Ярославов Град".

По словам местной жительницы, строительство идет днем и ночью, по выходным и по праздникам. Как результат — на месте, где 9 месяцев назад был всего лишь котлован, уже построены 8 этажей.

"Здание еще не достроено, а уже закрывает мне вид на улицу. А из-за постоянного шума невозможно выспаться", — рассказывает женщина.

Однако это даже не половина. Всего на этом месте должно быть 14 домов высотой в 19 этажей. При этом, согласно Генплану города, строить в этом месте выше 27 метров запрещено.

Об этом мэру Киева Виталию Кличко архитекторы напоминают  в обращении  от 29 ноября 2017 года.

"По действующему законодательству, должностные полномочия мэра столицы не предусматривают права единоличного принятия решений в градостроительной отрасли. Особенно такие, что непоправимо искажают жизненную среду и откровенно противоречат действующему Генплану", — говорится в письме.

За день до этого мэр Киева Виталий Кличко подписал "мировую" с застройщиком Сенного рынка компанией "Эмпориум Пропертиз".

"Наконец достигнут компромисс, на котором настаивала общественность, активисты и местные власти. Мы долго вели переговоры, убеждали в необходимости прислушиваться к мнению общины, чтобы снять социальное напряжение вокруг этого строительства. И я надеюсь, что договоренности будут выполнены", — заявил Кличко.

Мэр Киева Виталий Кличко и представитель компании-застройщика Александр Перехрест. Фото: kiev.klichko.org

Мэр говорил о том, что договорился снизить этажность самых высоких зданий на три этажа — з 22 до 19. То есть с 81 метра до около 70 метров. Однако это на более чем 40 метров превышает допустимый максимум.

Почему же так произошло?

"У нас был всего лишь один союзник в борьбе против шайки Яремы и Даниленко. Им был мэр Киева Виталий Кличко. Но он нам вонзил нож в спину", — сообщила общественная активистка, защитница Сенного рынка Юлия Никитина.

15 ноября мэр Киева приехал на территорию строительства. "Я обещаю, что до 17 ноября здесь забора не будет. Мы даем застройщику три дня для снесения забора", — объявил Кличко.

Однако до 17 ноября забор не простоял. В ночь на 16 ноября его снесли члены партии "Национальный корпус". Но уже через три дня забор снова стоял как будто ничего не случилось. Кроме того, застройщик даже покрасил его в цвета национального флага.

Фото: Facebook.com

"21 ноября, 16:30. Забор стоит, борд цепляют. Похоже, мэрия делает вид, что "все пропало", потому что не осуществляет ни одного шага к реальным мерам реагирования", — сообщила общественная активистка Лидия Гончаренко.

Киевские власти объяснили свою позицию тем, что они не могут ни на что повлиять, а во всем обвинили ГАСИ. "Земля в личной собственности, разрешение у застройщика есть. У меня нет никаких законных оснований, чтобы запретить строительство", — оправдывался мэр столицы.

В свою очередь ГАСИ снимает с себя ответственность за строительство и перекладывает ее на городскую власть и Министерство культуры. Представительница последнего Тамара Мазур считает, что у нее были все основания подписать разрешение на строительство.

"Не вижу законных оснований отказать в строительстве. Историческая планировка на Львовской площади уже нарушена, там нечего сохранять. Мы все сделали правильно", —  поясняла  Тамара Мазур.

Замминистра культуры Тамара Мазур. Фото: daily.rbc.ua

При этом позиция города в отношении Сенного рынка отличается от позиции в отношении Сквера Небесной сотни на улице Михайловской. Тогда, в начале 2016 года, петиция на защиту Сквера собрала 10 тыс. голосов за рекордные 60 часов.

После этого город активно выступил на защиту земельного участка от застройки. Не все было ровно, однако в 23 мая 2017 года Апелляционный суд города Киева  оставил в собственности города  участок на улице Михайловской.

"Мы выиграли суд. Заседание задержали на час. Представитель ответчика отсутствовал. Впервые. От него пришло ходатайство о переносе заседания из-за больничного. Однако стратегия ответчика по затягиванию процесса была неудачной. Суд встал на сторону закона и киевлян", — заявила общественная активистка Евгения Кулеба.

Однако эта стратегия отказалась проигрышной в отношении Сенного рынка. Активисты отмечают, что на кону очень большие деньги, а само строительство имеет представителей в высших эшелонах власти. Есть множество косвенных подтверждений, что за стройкой стоят бывший генпрокурор Виталий Ярема, Анатолий Даниленко и Геннадий Ильин, но доказать это нереально, корни уходят в офшор.

Что дальше?

По словам самих активистов, подписание меморандума — это только начало их борьбы. Однако сами они признаются, что легальных методов борьбы у них не осталось.

Как призналась Юлия Никитина, мнения активистов разделились. Часть планирует оспаривать решение мэра, в том числе в суде. Сама Никитина решила сосредоточиться на информировании международных партнеров Украины о реальном положении дел в области защиты культурного наследия и интересов горожан.

Мэр Киева Виталий Кличко держит макет дома-монстра на месте Сенного рынка. Фото: Facebook.com

Однако в эффективности обращения в суд активисты сильно сомневаются.

"Мы не будем подавать иск в суд, поскольку точно проиграем. Мы уже проиграли два дела. Первое дело о том, что нельзя работать на выходных. Застройщик через подставных лиц подал иск против себя же и выиграл это дело. Второй раз мы проиграли, когда суд разрешил застройщику восстановить забор. Поэтому украинским судам больше не верю", — заявила Ольга Иванова.

Пока одна сторона разрушала забор, а другая его восстанавливала, стройка продолжалась. Если такие темпы сохраняться, то уже к лету следующего года первые владельцы квартир смогут начинать ремонты в своем новом жилье. И так будет продолжаться до тех пор, пока украинцы своей гривной не проголосуют за сохранение исторического наследия и не перестанут покупать жилье в скандальных новостроях.