Семь целей нового главы налоговой: как слова превратить в дело

Юрист и вице-президент Совета независимых бухгалтеров и аудиторов Елена Макеева прокомментировала первое публичное выступление Игоря Билоуса, в котором он изложил свой новый подход к налогообложению

Новый руководитель Государственной налоговой службы Украины Игорь Билоус рассказал о тех изменениях, на которых сосредоточится работа ведомства в ближайшее время.

"Мы должны сделать акцент на изменении подхода к налогообложению", — сказал он на встрече с работниками бывшего Министерства доходов и сборов. По словам Билоуса, в результате налоговая должна работать так, чтобы через пять лет никто не знал имени ее руководителя. Он назвал семь принципов новой ГНС, а Елена Макеева, управляющий партнер аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры", прокомментировала для Delo.UA, насколько они выполнимы.

1. Подход должен быть один для всех, все должны быть в равных условиях.

Следует, в первую очередь, обеспечить одинаковое трактование норм действующего законодательства Украины. Все должны одинаково читать налоговый кодекс и строго придерживаться его норм. Добиться этого очень просто — налоговые инспекторы и бизнесмены должны уже сегодня начать жить по законам.

2. Нужно учитывать реальное состояние бизнеса. У всех разные масштабы, у одних доходы больше, у других — меньше, у кого-то одна маржа, у кого-то — другая. Нужно включать ум и анализировать.

Я полагаю, что речь идет о налоговых преференциях (льготах). Здесь действительно важно понимать, есть ли эффективность от применения льгот, помогают ли они развиваться отрасли. Кроме того, разрабатывая реформы, новые налоги или меняя ставки, надо учитывать специфику разного бизнеса. К примеру, налог с оборота будет неэффективным для бизнеса с низкой маржинальностью. Дабы решение было грамотным, необходимо проанализировать используемые льготы и преференции, на это нужно время, это задача долгосрочной перспективы. Эта работа уже велась в Миндоходов. При наличии данных проведенного анализа останется только воплотить планы в реальность.

3. Общественный контроль за деятельностью ведомства должен стать неотъемлемой частью его работы, решения должны приниматься совместно.

Новый начальник ведомства говорит о прозрачности работы налоговой службы. Будет ли это контроль со стороны общественного совета при ведомстве, или речь идет о создании нового органа общественного надзора — увидим. В целом, строить с бизнесом и общественностью транспарентные отношения — это правильное стремление.

4. Не должно быть "налогов любой ценой": погони за планом, налогов авансом и актов по доначислению. Но схемы и оптимизация должны пресекаться.

Билоус осведомлен о доведении "планов" во время налоговых проверок, поэтому искренне верит в то, что налоги будут начисляться бизнесом исходя из реальной картины, а убытки должны отражаться в декларациях. Откровенно говоря, сегодняшняя валютная политика НБУ, падение гривни — все это напрямую повлияет на финансовую и, соответственно, налоговую отчетность большого количества предприятий. Без сомнений, бизнес с радостью воспримет эту новость, и огромные убытки будут задекларированы. Только что с этим будет делать дальше руководство налоговой службы? Вопрос риторический.

Авансовые платежи по налогу на прибыль — это европейская практика, однако она была плохо имплементирована в нашем законодательстве. Не была предусмотрена корректировка платежей в связи с резким ухудшением финансового состояния бизнеса. Именно поэтому возникла переплата по налогу на прибыль в сумме 19 млрд гривень. Бизнесу надо дать четкий ответ, что делать с этой переплатой. Очевидно, что ее надо возвращать или дать возможность бизнесу учитывать накопленную переплату в будущих периодах при расчете всех налогов и сборов.

5. Обжалование налоговых решений — это индикатор системы. Этот процесс не должен быть "игрой в одни ворота".

Прекрасная инициатива, предприятия должны иметь право и возможность обжаловать решения налоговых органов в административном порядке. Правда, такая возможность была у налогоплательщиков и раньше. Другой вопрос, что многие налогоплательщики давно разуверились в прозрачности этой процедуры, поэтому предпочитали сразу обращаться в судебные органы. Нельзя сказать, что положительных результатов от налоговых обжалований в административном порядке не было. Если их количество увеличится, это будет шагом к росту доверия бизнеса. Следует использовать все законные механизмы досудебного урегулирования споров.

6. Стабильность налогового законодательства — это то, чего прежде всего требует бизнес. Нужно приложить усилия, чтобы ее обеспечить. Должна постоянно вестись работа по разъяснению налоговых норм.

Действующим законодательством Украины прямо предусмотрено, что все новации законодательства должны вводиться не ранее, чем за 6 месяцев. Нельзя гарантировать стабильность законодательства, его надо улучшать, дорабатывать, нивелировать явные коллизии. Налоговый кодекс Украины — относительно молодой документ, который требует улучшения. Это не вопрос сегодняшнего дня, но откладывать его тоже не стоит. Налоги, которые неэффективны, администрирование которых затратно, должны быть упразднены как можно скорее.

7. Обязательное декларирование налогов физлиц — хорошая идея, это здоровая мировая практика.

Да, конечно, нужно вводить обязательное декларирование доходов физических лиц с одновременным уменьшением налогового бремени, единый социальный взнос однозначно следует пересмотреть и уменьшить. Первые шаги навстречу бизнесу должна сделать власть, только потом от бизнеса можно будет требовать аналогичных шагов — прозрачности, партнерских отношений, доверия, честности.

Билоус уверен — для того чтобы воплотить эти задачи в жизнь, необходимо, прежде всего, искоренить коррупцию. В частности, уволить из налоговых органов тех, кто причастен к взяточничеству и вымогательству: "эти люди не могут называться налоговой милицией. Мы будем рекомендовать им уйти добровольно, в противном случае они будут привлечены к ответственности".

В целом, программа, озвученная Билоусом, отражает то, чего ожидают от ведомства налогоплательщики. Очевидно, что новый руководитель понимает, какие проблемы существуют в налоговой, но пока у него нет четкого видения механизмов их решения. Как минимум, у него не было времени на то, чтобы сформулировать пошаговый план действий.

Кроме того, он пришел в налоговую службу в момент, когда ситуация с государственными финансами сложилась критичная, а значит работать придется под давлением. И это при том, что Миндоходов находится в процессе ликвидации. В таких условиях, реализовать радужные планы будет непросто, что-то придется отложить, но ничего невозможного в них нет.