- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Удар в болевую точку: как новые санкции США стали действенной мерой против России
В пятницу, 6 апреля, Министерство финансов США опубликовало очередной санкционный список, включившего в себя 17 российских топ-чиновников, 7 олигархов и 14 подконтрольных им компаний. Формулировка причины новых санкций была необычно обширной и размытой — от агрессии против Украины и раздувания конфликта в Сирии, до киберугрозы для стран Запада и авторитарной внутренней политики.
Сразу после публикации санкции не вызвали особого энтузиазма у обозревателей — список был не обширным (хотя и включал ближайшее окружение Владимира Путина), а вопрос присоединения Евросоюза к санкциям решен не был. Тем не менее через несколько дней эффект стал очевидным. Российские рынки почувствовали серьезный удар, а отложенные эффекты могут оказаться и вовсе катастрофическими.
Удар по российским рынкам
Во вторник, 10 апреля, российские рынки пережили самое болезненное падение с 2014 года. Рубль упал на 4,5%, а за день до этого главный фондовый индекс России просел на 11,4%. Суммарное падение рубля за неделю составило почти 9%, тогда как прогнозы предвещают, что это далеко не предел.
Главным эффектом санкций оказались не столько сами попавшие в список компании, сколько те, кого там еще нет. Риски на фондовых рынках увеличиваются с каждым днем, поскольку главные иностранные инвесторы ломают голову над тем, кто может попасть в следующий пакет.
Такой подход, по мнению Хартинга, может застать врасплох многих иностранных инвесторов в российскую экономику.
При этом новые санкции вышли на другой качественный уровень. Если раньше США ограничивали внешнее финансирование некоторых компаний или отраслей, то сейчас речь идет о прямом запрете на торговлю. Более того, над Россией нависла серьезная угроза не только расширения этого списка, но и запрета на покупку российских государственных облигаций. Подобное решение внесли на рассмотрение Конгресса на прошлой неделе, и это уже ударило по российским ценным бумагам.
Ответ Кремля
Несмотря на вялую первую реакцию Кремля, стремительное развитие событий заставило обратить на себя внимание высшего руководства России. Министерство финансов РФ отказалось выходить с рублем на регулярные торги впервые с нефтяного кризиса 2015 года. Там обещают, что возобновят аукционы сразу после стабилизации ситуации, однако воздерживаются от оценок, когда этот период наступит.
В то же время в Кремле обещают предоставить поддержку компаниям пострадавшим от "абсолютного беззакония". Российский премьер объявил о разработке пакета мер пострадавшим предпринимателям, среди которых Олег Дерипаска, Алексей Миллер, Андрей Костин и другие. Этот шаг должен был успокоить не только приближенных к российскому президенту, но и внешних инвесторов. Однако рынки продолжили свое постепенное проседание.
Санкции против ближайшего окружения Путина создали уникальный прецедент, о котором упоминает руководитель фиксированного дохода Bank Audi в Женеве Янник Науд.
Читайте также: Санкции США в действии: "РусАл" может объявить техдефолт из-за падения курса акций
Пострадает ли от санкций кто-нибудь кроме России?
Несмотря на то что падение на российских рынках происходит скорее "на перспективу", попавшие под санкции олигархи потеряли немало. Больше других потерял Олег Дерипаска, которому принадлежит империя компаний по добыче и переработке металлов. Среди этих компаний находится и "РусАл", владеющий в том числе и украинским Николаевским глиноземным заводом. Санкции против компаний Дерипаски практически приравнивают к "экономическому убийству". И в этом лишь небольшая доля преувеличения — в понедельник крупнейший производитель алюминия вне Китая потерял половину своей стоимости. После такого падения сам Дерипаска потерял 30% своего состояния, опустившись на 250 позиций в рейтинге богатейших людей мира.
Потеряли и другие — "Норильск Никель" Владимира Потанина просел на 19%, что является крупнейшей потерей компании с кризисного 2008 года. Российская золотодобывающая компания "Полюс" потеряла 15%, пострадали от падения и подсанкционные "Ренова" и "Базальт".
Однако падение стоимости российских активов оказалось настолько сильным, что вызвало опасения о возможном влиянии на другие страны. В Министерстве финансов США пока такой угрозы не видят, утверждая, что удар примет на себя российский бизнес и частично российское государство. Последнее почувствует проблему не только с давлением на национальную валюту, но и будет испытывать дефицит финансовых ресурсов (особенно учитывая предыдущие раунды санкций).
Влияние на внешних игроков вряд ли будет настолько существенным, что это отразится на государственных экономиках. Преимущественно, больше всего пострадали сырьевые отрасли, направленные на экспорт.
Другое дело, если Конгресс примет решение о запрете покупки российского суверенного долга для американских лиц и компаний. Министерство финансов США выступило против такого решения, поскольку оно может негативно повлиять на американских финансовых игроков. Кроме того, такой шаг будет иметь непредвиденные результаты для российской экономики, что, в свою очередь, повлияет на ее главных торговых партнеров.
Расширение санкций и решение ЕС
Тем не менее главным вопросом, как для реакции России, так и для дальнейших действий США остается решение Евросоюза и других стран. Присоединение к американским санкциям может не просто усилить их эффективность, но и увеличить неопределенность на российских рынках. Ведь такое решение поднимает ставки в случае расширения санкций на других людей из окружения Владимира Путина.
А о возможности такого расширения говорят не только многочисленные инсайды в американских СМИ, но и описание скрытой части зимнего пакета санкций. Именно в этой части, по словам Министерства финансов США, заключалась информация о приближенных олигархах окружения российского президента, а также возможные сценарии в случае расширения санкций.
Кроме того, в случае решения Конгресса в пользу запрета на покупку российских гсоблигаций, этот шаг могут поддержать и другие страны. В отличие от санкций против компаний, этот шаг рассматривается некоторыми странами как более политический.
В любом случае, Вашингтон, Москва и Брюссель будут наблюдать за развитием эффекта от нового пакета санкций, перед тем как принимать новые решения. И если риски окажутся не такими высокими, а эффект значительным, то этот раунд санкций можно будет считать настоящим изменением правил игры. Изменением возвращающим санкциям реальную роль в международной политике ограничений.