Украинским реформам в первую очередь нужна фискальная консолидация

Иван Миклош, депутат парламента, бывший министр экономики и министр финансов Словацкой Республики, приехал в Украину, чтобы провести ряд встреч с представителями украинского правительства, парламента и деловым сообществом. Он предложил посмотреть на опыт Словацкой Республики и стран Прибалтики, которые также проходили этап внедрения болезненных реформ в условиях экономической нестабильности

Война — не столько препятствие для быстрого внедрения реформ, но дополнительный аргумент, считает Иван Миклош. Именно по причине войны реформы необходимо внедрять как можно быстрее, поскольку это попросту вопрос выживания государства. А первым базовым шагом реформирования экономики Миклош называет фискальную консолидацию. Это необходимое условие для макроэкономической стабилизации. "Без фискальной консолидации макроэкономическая стабилизация невозможна. А без макроэкономической стабилизации нельзя создать благоприятный бизнес-климат, привлечь зарубежные инвестиций и, соответственно, обеспечить предпосылки для экономического роста государства", — уверен он. Без фискальной консолидации экономика не будет способна разрешить финансовый кризис и бороться с инфляцией. И это естественная, базовая предпосылка для внедрения всех прочих реформ, для борьбы с коррупцией, реформы государственных финансов и проведения налоговой реформы.

Delo. UA поинтересовалось у бывшего министра Словацкой Республики, как он оценивает успехи и недостатки процесса внедрения реформ украинским правительством по состоянию на сегодня.

Украинское правительство часто обвиняют в том, что оно уже успело наделать ряд ошибок в процессе внедрения реформ. С Вашей точки зрения, верно ли это, и если да, каковы эти ошибки?

В первую очередь я хочу сказать, что каждый, кто что-то делает, делает ошибки. Это очень важно. И если вам приходится вводить большое количество реформ, вы сделаете ошибки. Все это делают. Важней всего — делать. Если у вас есть хорошая программа, успехи будут превалировать над ошибками. Избежать ошибок невозможно. А во-вторых, я хочу сказать, что до настоящего момента меры, утвержденные парламентом и предложенные правительством, были недостаточны. Особенно в сфере фискальной консолидации. Бюджет был очень предварительным, необходимо было бы принять новый, или как минимум внести изменения в этот. Налоговый кодекс — это только первые шаги, это не комплексная налоговая реформа. Но также важно заметить, что нынешнее правительство — новое. Оно работает лишь недели. И за эти недели просто невозможно полностью изменить страну с учетом ситуации, в которой находилась Украина. Также если говорить о бюджете, налоговой реформе, — это просто невозможно. То есть, первое — недостаточность реформ, но они идут в правильном направлении, и второе — нужно будет сделать намного, намного больше.

А если говорить об успехах правительственных реформ?

Я упомянул о них. Во-первых, у правительства очень хорошая программа. Заявления правительства крайне амбициозны в хорошем смысле. И с экономической точки зрения это очень важно. В правительстве работают высококлассные специалисты, вчера я встречался с некоторыми представителями, и был очень впечатлен. В-третьих, существует и политическая воля, но возможно она могла бы быть сильней. Я бы также упомянул об одном факторе. Его нельзя назвать ошибкой, это скорее вызов — речь идет об отношениях между правительством и парламентом. Задача заключается в построении взаимопонимания, общности и ответственности, чтобы как можно больше правительственных предложений получали поддержку парламента. Потому что без этого реформ не будет. Большинство реформ должны быть проведены через парламент по новому законодательству. Это не проблема, но сфера, в которой я вижу потенциальные проблемы.

В процессе внедрения реформ в Словакии наверняка были точно такие же проблемы. Как вашей стране удавалось с ними бороться?

Да, было очень сложно, было много конфликтов и политической борьбы. Было и огромное давление со стороны профсоюзов, оппозиции, популистов и демагогов. В этой ситуации критически важны два фактора: в первую очередь нужно иметь видение, смелость и просто действовать. Несмотря на трудности, несмотря на оппозицию, несмотря на давление. Но второе, что очень важно — необходимо коммуницировать как можно больше. Так много, как это только возможно. Вряд ли получится убедить всех. Но людей необходимо убеждать как можно больше. Им необходимо объяснять, почему предпринимаются те или иные шаги. Ведь многие из этих шагов нелегки. И люди вряд ли будут им рады. Но это необходимо. Потому что у Украины нет другого варианта. Это вопрос "быть или не быть". Проводить реформы или не проводить.

Украинская делегация сейчас отправилась в Давос на очередной всемирный экономический форум. Как, на Ваш взгляд, воспримут Украину в Швейцарии в этом году?

Украина, естественно, будет одной из звезд. Я имею в виду, что представители Украины и темы, посвященные украинскому кризису, будут одними из самых важных. Я был в Давосе четыре раза, когда занимал пост министра финансов. Это особое место. Там собираются самые важные люди не только из политической сферы, но также из бизнес среды, негосударственных организаций, со всего мира. В одном очень маленьком месте. На несколько дней. Это дает возможность встретить практически всех важных людей и коммуницировать о мыслях, потребностях и желаниях. То есть, очень хорошо, что представители Украины будут там присутствовать. Я надеюсь, они используют свое пребывание там для двух основных целей: во-первых, убедить зарубежных лидеров, что украинское правительство готово делать то, что необходимо сделать, и уже делает; и во-вторых, убедить их, что Украине требуется помощь, поддержка и содействие.

Иногда говорят, что Европа устала от Украины. И мир устал.

Все устали. И Украина устала после 25 лет такого ужасного пути развития. Но я должен заметить: ныне ситуация иная. Из-за войны, России и также из-за украинского народа. Именно народ демонстрирует очень сильную волю к переменам, избрав президентом Петра Порошенко, избрав парламент с огромной победой проевропейских и прореформистских партий. Эта легитимизация — воля народа, но ее необходимо перевести в действие правительства и различных институций.