В информационной войне с РФ украинские чиновники для начала должны перестать врать — Гайдай

Политтехнолог Сергей Гайдай считает, что для информационной борьбы с Россией следует не создавать Министерство пропаганды, а поручить этот фронт борьбы гражданскому обществу. А государству следует вернуть доверие к официальным источникам информации

Россия ведет информационную войну как кадровая армия: единый центр, государство всем управляет и мобилизует на фронт информвойны всех, кого необходимо (от генпродюсеров телеканалов до блогеров). В принципе, эта система мало чем отличается от системы пропаганды СССР или фашистской Германии.

Загадкой является, что делать Украине в сложившейся ситуации? Повторить схему — физически невозможно. Создание Министерства информполитики Украины, с моей точки зрения, было своего рода походом по пути России.

Одной из особенностей Украинского государства является следующая формула: у нас перевернутая модель общества. Обычно элиты являются положительным отбором в государствах, в элиту попадают те, кто выше среднего уровня. Как ни странно, в России существует подобная система — в элите находятся люди, которые опережают по своим способностям обычных граждан. Украина же является исключением. Так случилось, что у нас происходит отрицательный отбор в элиту. Действует принцип: если вы хотите сделать что-то плохо, поручите это государству. Хотите провалить всю информационную работу — организуйте министерство. Оно будет заниматься тем, что делает все государство последние 24 года, — имитацией.

У нас в принципе до недавнего времени отсутствовала информационная политика, так как не было необходимости. Дело в том, что Украинское государство не было создано для строительства государства как такового. Оно является лишь обслуживающим аппаратом узкого правящего класса, который и по сей день занимается только одним — созданием зоны личного благополучия. Сегодня это, безусловно, вошло в дичайший конфликт со всем обществом.

Что же делать? Как же устроить так, чтобы была свобода слова и эффективная информационная политика? Вначале отмечу, что мы не проигрываем информвойну. Зайдя в любую социальную сеть, вы увидите, что если с той стороны — "кадровые войска", то наше "гражданское ополчение" в области интернета действует не хуже. Поэтому нужно делать очень простую вещь: позволять гражданскому обществу вести эффективную войну.

Государству же следует выполнять три базовых пункта:

1. Перестать врать. Совдеповская установка, которая тянется со времен СССР, предусматривает, что народ глуп, ему нельзя говорить правду, поэтому с ним нужно быть поаккуратней. Наиболее вопиющим проявлением этой идеологии является объявление потерь во время войны. По сей день никто не подает информацию о реальных потерях. Апогеем такого подхода явилась речь президента Порошенко о выводе наших войск из Дебальцево.

Нужно перейти к следующей позиции: украинский гражданин имеет право на правду. Он доказал, что уже не маленький, способен организовать Майдан и скинуть режим. Поэтому приходить и врать ему об отсутствии потерь, что Дебальцево является не проигрышем, а успехом, — это просто неуважение. Таким образом мы не добиваемся ничего, кроме как недоверия к официальным источникам информации.

Вернуть доверие к официальным источникам информации. Для этого нужно, чтобы спикер АТО Андрей Лысенко не врал. Чтобы если человек выходил к трибуне и что-то говорил, то все понимали, что данная информация перепроверенная и самая точная, которую только можно получить. Мы же вместо этого не верим президенту, не верим Лысенко и идем читать блоги Бутусова, Семенченко…

Даже в СССР Совинформбюро во время войны не позволяло себе сообщать неправдивые данные. Честно сообщали, что наши войска сдавали города, так как прекрасно понимали, что неправдой общество не мобилизовать. Пока нация не скажет, что мы проигрываем войну, что мы не ведем эффективных боевых действий, что наш главнокомандующий не достиг нужной компетенции, мы эту войну не начнем выигрывать.

2. Вместо Министерства пропаганды я бы сделал простую вещь: в ключевых ведомствах, чья деятельность требует информационной политики и информсопровождения, сосредоточил бы по 1-2 человека, которые заказывали бы пропагандистский продукт. И главная их задача — быть представителем заказчика-государства, а исполнителем должны стать частные фирмы, гражданское общество. К сожалению, я не вижу, чтобы государство стало таким заказчиком.

3. Формировать свою информационную среду на перспективу. Самым мощным информационным оружием РФ на протяжении многих лет является создание образа России как страны успеха, которой в реальности нет. Почему жители Крыма и Донбасса хотели и хотят жить в России? В основном это из-за сериалов, где показан образ хорошей страны с добрыми людьми, классными ментами… То есть, все, что связано с Россией, — это хорошие люди и успешная страна. И этому верят больше, ведь это предоставляется не под грифом пропаганды. В Украине же пока есть редкие примеры наполнения пространства. В данном случае я сторонник полного запрета российских сериалов в Украине, результатом чего должно стать создание собственного информационного продукта в виде сериалов. Трудно себе представить СССР во время войны, в котором показывают немецкие фильмы.

Выступление Сергея Гайдая на круглом столе "Тайны информационного фронта" в ИА "Укринформ".