В каком случае оккупацию Крыма признают форс-мажором — разъяснение юриста

Украинские суды по-разному трактуют наступление форс-мажора в оккупированном Крыму. Они ссылаются на два разных закона и, соответственно, две разные даты наступления форс-мажора

В практике Торгово-промышленной палаты Украины, а также в судебной практике оккупация территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя рассматривается как форс-мажорное обстоятельство и является основанием для освобождения от ответственности (уплаты штрафа, пени и пр.) стороны, которая нарушила свои договорные обязательства.

Однако хотелось бы обратить внимание на то, какую дату следует определять как начало оккупации, поскольку от данного обстоятельства (факта) зависит наличие или отсутствие форс-мажорных обстоятельств для стороны в определенный период времени (как основания для освобождения ее от ответственности).

Так, согласно Закону Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" в редакции, которая действовала до 15.09.2015 года (далее также — Закон № 1207-VII), сухопутная территория АР Крым и г. Севастополя является временно оккупированной территорией Украины. Временно оккупированная территория Украины является неотъемлемой частью Украины, на которую распространяется действие Конституции Украины. Данный Закон вступил в силу 27 апреля 2014 года — именно эта дата рассматривалась как начало оккупации территории АР Крым и г. Севастополя.

В дальнейшем, а именно 15 сентября 2015 года, в Закон № 1207-VII были внесены изменения, согласно которым была официально закреплена дата начала временной оккупации — 20 февраля 2014 года.

Поскольку согласно Конституции Украины закон может иметь обратную силу в случае, если он освобождает от ответственности (как в данном случае), то на данный момент при рассмотрении споров, связанных с форс-мажорными обстоятельствами (оккупация АР Крым и г. Севастополь), следует исходить из официальной даты — 20 февраля 2014 года. Даже в случае, если нарушение обязательства имело место до 15.09.2015 года (то есть, когда датой оккупации считалось 27.04.2016 г.).

Здесь следует также отметить, что как показывает судебная практика, даже до момента определения официальной даты оккупации (20.02.2014 г.) Торгово-промышленная палата Украины выдавала сертификат о засвидетельствовании форс-мажорных обстоятельств — оккупации АР Крым и г. Севастополя с датой начала 27 февраля 2014 года.

Как усматривается, есть определенные "расхождения во мнении" по поводу даты начала оккупации АР Крым и г. Севастополь, но обоснованно считать этой датой именно 20 февраля 2014 года.

Установление даты начала действия форс-мажорных обстоятельств имеет большое значение, к примеру, для договоров купли-продажи (поставки) товара частями (партиями), поскольку форс-мажорные обстоятельства могут не действовать в период поставки и оплаты одной партии товара и при этом действовать в период поставки другой партии.

Так, в одном из хозяйственных дел суд частично удовлетворил требование о взыскании пени, 3% годовых и инфляционных сумм, указав в решении, что по одним поставкам ответчик действительно допустил просрочку выполнения взятых на себя обязательств по оплате; по другим поставкам (актам) суд счел невозможным применение к ответчику меры ответственности за неисполнение денежных обязательств в связи с "наступлением с 27.02.2014 года обстоятельств непреодолимой силы" (постановление Хозяйственного суда Киевской области по делу № 911/3220/14 от 06.04.2016 г.).

Хотелось также обратить внимание, что форс-мажорные обстоятельства, в частности, могут недобросовестно использоваться должниками по кредитным договорам, заключенным с банками. На практике встречаются нередкие случаи, когда должник по кредитному договору, который находится на территории АР Крым, перестает погашать задолженность по кредиту и выплачивать проценты, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства (в данном случае это оккупация АР Крым и г. Севастополя).

К примеру, в деле № 910/14139/14 о взыскании задолженности, процентов и пени по кредитному договору суд первой инстанции отказал ПАО "Банк "Форум" в удовлетворении иска, обосновав свое решение письмом Торгово-промышленной палаты Украины за подписью вице-президента, в котором указано, что "согласно законодательству Украины, ответчик, начиная с 27.02.2014 года, не имеет возможности осуществлять свою обычную хозяйственную деятельность в связи с нахождением на оккупированной территории АР Крым". То есть, суд в данном случае освободил должника не только от ответственности за нарушение кредитного договора (штрафов, пени), но и полностью от обязательства возвращать кредит. Хотя такого рода судебные решения отменяются судом кассационной инстанции, все же у недобросовестного должника есть шанс на выигрыш в суде первой или апелляционной инстанции.

Таким образом, поскольку вопрос освобождения от ответственности в связи с форс-мажорными обстоятельствами (оккупация АР Крым и г. Севастополя) на данный момент остается актуальным, для того, чтобы максимально защитить свои права и интересы, в том числе от недобросовестных должников (покупателей) по договорам, следует обращать внимание в первую очередь на надлежащее подтверждение таких обстоятельств (например, сертификат ТПП Украины), уведомление другой стороны о возникновении таких форс-мажорных обстоятельств, дату их начала, а также причинно-следственную связь между форс-мажорным обстоятельством и невозможностью исполнения обязательства по договору.