Во сколько обойдутся госбюджету стипендии и зарплаты учителей

Марианна Онуфрик, руководитель общественных программ Института общественно-экономических исследований, объяснила, как будут распределяться бюджетные средства на образование и можно ли назвать госбюджет-2017 реформаторским

В проекте госбюджета на 2017 год Кабинет министров предусмотрел финансирование Министерства образования и науки в размере 28,6 млрд грн. В сравнении с бюджетом этого года увеличение незначительное и составляет порядка 2,5 млрд грн. В целом же сводный (государственный и местные) бюджет предусматривает расходы на сферу образования на уровне 136,7 млрд грн, что на 7,9% больше, чем в 2016 году.

Хорошая новость — стипендии будут! Они обойдутся госбюджету в 5 млрд грн. В следующем году планируется создать "двухъярусную" стипендиальную систему. И это — одна из главных новаций в системе расходов на образование в бюджете-2017. Стипендий будет 2 вида: академическая (за успеваемость) и социальная (в зависимости от уровня благосостояния семьи студента). На удовлетворение нужд "академиков" государство выделит 2 млрд грн. "Социальные" студенты могут рассчитывать на 3 миллиарда (кстати, 993 млн грн будут выплачиваться по программе Минсоцполитики).

Среди бюджетных программ, финансирование которых существенным образом возросло, стоит отметить "Общее руководство и управление в сфере образования и науки", а также госнадзор за деятельностью учебных заведений — в 2 раза. То есть, фактически речь идет об увеличении расходов на бюрократию, финансирование деятельности профильного министерства, зарплат чиновникам, командировочные, деятельность инспекций и комиссий.

В три раза планируется повысить выделение средств в сфере международного научно-технического сотрудничества. Речь идет, как правило, о внесении взносов за членство в международных организациях (напр., CERN, EUREKA), участие в совместных проектах и др.

Еще одна позитивная новость в системе образования: зарплаты учителям будут повышены — педагогам в средней школе. Однако преподаватели в ВУЗах и воспитатели в детских садах в эту категорию не попадают. Согласно заявлениям представителей власти, уровень зарплат учителей без категорий увеличится до 4541 грн (против 3239 грн в текущем году). Уровень зарплат учителя высшей категории возрастет до 6400 грн (4483 грн в 2016 г.)

Однако важным уточнением для всех нововведений является то, что львиная доля финансирования образования со следующего года ложится на местные бюджеты. Расходы на образовательную субвенцию в бюджете следующего года сократились почти на 3 млрд грн — до 41,9 млрд грн. Эта сумма предполагает финансирование оплаты труда педагогов и, частично, закупки учебников. Следовательно, начиная со следующего года государство не будет платить за коммунальные услуги, энергоносители, приобретение инвентаря, компьютеров и др., как это было раньше. Все эти расходы лягут на плечи местных властей.

Изменения коснутся и профессионально-технических училищ. Так правительство предлагает изменить ст. 89 Бюджетного кодекса в части, согласно которой все города областного значения (свыше 150 населенных пунктов) перестанут финансировать ПТУ за счет своих городских бюджетов. Эта норма, правда, не относится к областным центрам. При этом финансирование профтехобразования в городах областного значения переводится за счет субвенции с госбюджета. Государство заплатит зарплату преподавателям, коммуналку, но останется в стороне с расходами на материально-техническую базу (оборудование, бензин, материалы).

Фактически профтехучилища гарантировано смогут обеспечить только общее образование, а обучать рабочим специальностям, возможно, будет не за что. Кроме всего, намечаются изменения в заказе на образование в этих структурах. Статус регионального заказа вместо государственного (еще одна новация) приведет к значительному уменьшению объемов подготовки кадров ПТУ. Местный (региональный) заказ может рассчитывать только на средства, которые есть в областном бюджете. Таким образом, очевидно, стоит ожидать уменьшение количества подготовки рабочих кадров.

Смогут ли местные бюджеты оплатить все переданные им на баланс образовательные расходы? Вопрос повис в воздухе. В одних районах (территориальных общинах) это будет осуществимо, в других — нет. Во многом ответ на этот вопрос будет зависеть от локального руководства. И, конечно же, от размера местного бюджета. Вполне может оказаться, что некоторые территориальные общины действительно смогут оптимизировать свои расходы, в том числе и на образование, но большинство, к сожалению, будут и далее финансировать устаревшую структуру, боясь принимать непопулярные решения относительно закрытия школ и увольнения учителей.

Все было бы гораздо лучше, если бы государство осуществило реформу (оптимизацию) школ и других образовательных объектов и только потом передало все это хозяйство местным властям и общинам. Сейчас же было бы кстати реализовать наконец-то поручение, определенное Кабинету министров еще несколько лет назад, относительно инвентаризации всех нормативно-правовых актов, регламентирующих использование отраслевых нормативов при осуществлении расходов местных бюджетов. Это относилось и к учебным заведениям. Как раз такие отраслевые нормативы могли бы минимизировать риски и "человеческий фактор" во время обеспечения школ необходимыми материалами и финансовыми ресурсами.

Является ли бюджет-2017 фундаментом для развития и реформ в сфере образования? Он, скорее, похож на эксперимент, в котором результат будет в большей мере зависеть от местных чиновников и их умения эффективно распоряжаться деньгами. И не стоить забывать о прогнозе инфляции на уровне 8,1%. Получается, что увеличение сводного бюджета на 7,9% может попросту раствориться.

Материал о новом бюджете образования и науки на 2017 год открывает серию аналитических статей в рамках совместного проекта Delo.UA и Института общественно-экономических исследований (ІСЕД- Інститут суспільно-економічних досліджень). Проект призван проанализировать, заложен ли в госбюджете фундамент для развития и реформ, а также каким образом те или иные изменения повлияют на жизнь обычного человека. Сложную бюджетную аналитику буквально "на пальцах" покажут видеоролики, которые будут сопровождать каждый материал.