Во сколько обойдется украинцам "бесплатная" медицина в 2017 году

Как будет финансироваться госмедицина в 2017 году и сколько денег пойдет на закупку лекарств

В будущем году государственные расходы на медицину в структуре предполагаемого ВВП, включая субвенции регионам, а также финансирование медицинских расходов по различным ведомствам (Министерство обороны, Госуправление делами, МВД, Академия медицинских наук и ряд других) составят около 4,5%. Мировая практика и украинские реалии требуют, чтобы эта цифра была не менее 5%. Однако у нас на протяжении многих лет эта цифра не достигала такого уровня.

На здравоохранение украинцев в проекте госбюджета-2017 планируется потратить почти 80 млрд грн, не учитывая субвенций. Расчетный уровень годового финансового обеспечения по бюджету 2016 г. составляет 74,2 млрд грн. Т.е. рост — на уровне около 8%. Однако, сравнивая расходы бюджета 2016 и 2017 гг., не стоит забывать об инфляции, которая ожидается на уровне 8,1%. Это значит, что инфляция практически нивелирует прирост финансирования.

Расходы на медицину, которые идут через профильное Министерство здравоохранения, в 2017 году, как ожидается, будут составлять 57 млрд грн (в 2016 г. было 44 млрд грн). Субвенции местным бюджетам по проекту составят —- 56 млрд грн (в 2016 г. 44 млрд грн). Кроме этого, будут еще расходы из местных бюджетов и расходы, которые будут финансироваться через другие госведомства.

В структуре затрат наиболее чувствительной позицией является финансирование целевых закупок лекарственных средств и медицинских изделий. Следует отметить, что под давлением общественности ко второму чтению объемы финансирования по ряду позиций были увеличены на 500 млн. грн. План обеспечения закупок лекарственных изделий в рамках государственных программ и комплексных мер программного характера вырос на 75% по сравнению с бюджетом 2016 г. Однако вряд ли это можно считать большим успехом, учитывая, что 2014-16 годы были провальные в плане закупок (все мы помним нехватку элементарных сывороток от укусов животных и прочие примеры). Сейчас объем финансовых ресурсов на такие закупки за рубежом были приведены к реальному курсу доллара. По-прежнему полноценно не решена проблема с выделением средств на такие направления, как приобретение вакцин для детей, закупка лекарственных препаратов для лечения онкозаболеваний у взрослых, для больных СПИДом, медикаментов и изделий для до- и послеоперационного периода в случае трансплантации и др. — всего около 30 направлений.

В следующем году расходы на лечение граждан за рубежом "заморожены" на уровне 2016 г. А это, в основном, дети с тяжелой онкологией. Денег, заложенных в проекте бюджета в сумме 204 млн грн хватит, по подсчетам специалистов, на лечение не более 100 человек.

На этом фоне особенно заметно увеличение финансирования медучреждений, которые входят в систему Государственного управления делами (так называемая ДУСя — Державне управління справами). В ней бесплатно обслуживаются в основном чиновники. Обывателю данная параллельная здравоохранительная реальность знакома по больнице "Феофания". Изначально в поданном проекте бюджета на медицинские услуги в этих учреждениях было предусмотрено 517 млн грн, но ко второму чтению цифра возросла до 603 млн грн. По сравнению с 2016 годом, когда на ДУСю было выделено 430 млн грн, финансирование возросло почти 40%.

За период от первого ко второму чтению произошли определенные изменения в финансировании учреждений Академии Медицинских наук. Здесь вообще наблюдается некая "метаморфоза". В расходах, предусмотренных проектом на первое чтение, расходы по статье "Диагностика и лечение" для указанных выше учреждений Академии меднаук составляли всего чуть более 21% от уровня 2016. Это вызвало большой резонанс в обществе, поскольку такое недофинансирование может привести к прекращению лечения людей, которые не могут заплатить за это лечение из собственного кармана. А стоимость многих операций в этих известных научных центрах может достигать и 100 тыс. грн. Учитывая остроту данной проблемы, депутаты смогли достичь компромисса с правительством об увеличении финансирования учреждений АМН и уже ко второму чтению восстановился уровень 2016 года. Однако это увеличение не пошло по статье "Диагностика и лечение". В проекте на второе чтение появилась новая статья "Оплата медицинских услуг, предоставляемых клиниками научно-исследовательских учреждений Национальной академии наук", которая предусматривает для указанных учреждений финансирования в более чем 817 млн грн. Казалось бы, какая разница? Только другое название статей. НО практическое финансирование по этой новой статье вызывает ряд вопросов. Чтобы оценить стоимость услуг необходима методика, принятая на общегосударственном уровне. Пока таковой не существует. Значит, оценить такие медицинские услуги, которые выполнил тот или иной институт Академии меднаук, невозможно. Кроме того, есть мнения, что данная сумма будет корректироваться в зависимости от предоставленных платных услуг и, возможно, будет включать благотворительные платежи. Поэтому регулярность финансирования по этой статье таких известных медучреждений третичного уровня, как Институты Амосова, Шалимова и др, — под большим сомнением.

Не обошла стороной медицину и децентрализация. В проекте на первое чтение был подготовлен "солидный" список учреждений, финансирование которых переходит из государственного бюджета на местные. Сейчас из этого списка в госбюджет "возвращены" более 22 объектов. Но, к сожалению, ряд известных медучреждений, таких как Специализированная многопрофильная больница №1 в Днепре, Центральная стоматологическая поликлиника МОЗ в Киеве, Больница для ученных (также — Киев) и два других в Черноморске (бывший Ильичевск) передаются в местные бюджеты. Судьба этих учреждений вызывает обеспокоенность. Районы и города могут просто не "потянуть" их содержание. Следовало бы подумать, чтобы модернизировать или перепрофилировать их на важные направления, например: хосписы, реабилитационные и диагностические центры и тп.

В проекте бюджета-2017 также предполагается, что оплата коммунальных услуг и энергоносителей должна осуществляться из местных бюджетов, а не за счет субвенций из государственного. С учетом того, что большинство регионов Украины являются дотационными, изыскать дополнительные средства для оплаты подорожавших энергоносителей может быть серьезной проблемой.

В 2017 году госбюджет полностью гарантирует только оплату труда медработников. Зарплаты будут увеличены в связи с повышением уровня минимальной заработной платы до 3200 грн. Так, зарплата врача-хирурга будет составлять 4024 грн. (+ максимум 20% возможной надбавки). Врач будет получать 3756 грн, медсестра — 3238 грн, младший медперсонал — 3200 грн. Кроме того, в связи с новым размером минимальной заработной платы произойдет уравнение зарплат младшего и среднего медицинского персонала, врачей-интернов и врачей с незначительным стажем работы без категорий.

К позитиву варианта бюджета, поданного на второе чтение, можно отнести кроме увеличения финансирования закупок медикаментов — рост размеров субвенции, восстановление затрат на гарантированное финансирование курортного лечения больных на туберкулез и людей с инвалидностью.

Как известно, денег никогда не бывает много. Собственно, реформа системы здравоохранения должна обеспечить их эффективное использование. К сожалению, в той концепции реформы, что предлагает Минздрав, преобладают общие лозунги, известные еще с 90-х годов, типа гарантированного объема медпомощи, свободного выбора врача, нормативного метода финансирования на "первичке" и других. Эти давно известные истины ожидают реальных проектов нормативных актов, что могло бы повысить эффективность использования бюджетных денег. Вызывает вопрос, почему многие декларируемые шаги по реформированию не нашли своего отражения в новом бюджете.

Материал публикуется в рамках совместного проекта Delo.UA и Института общественно-экономических исследований (ІСЕД- Інститут суспільно-економічних досліджень). Проект призван проанализировать, заложен ли в госбюджете фундамент для развития и реформ, а также каким образом те или иные изменения повлияют на жизнь обычного человека. Сложную бюджетную аналитику буквально "на пальцах" покажут видеоролики, которые будут сопровождать каждый материал.

Аналитику о госфинансировании сферы образования и науки можно найти здесь.

Аналитику о госфинансировании сферы культуры можно найти здесь.