Волонтеры предлагают полностью диджитализировать военнослужащих — от питания до амуниции

Глава Совета волонтеров при Минобороны Давид Арахамия рассказал, что вскоре бойцы будут перед получением пищи "чекиниться", а также смогут через специальный сайт оценивать еду. О контроле "большого брата" он рассказал Delo.UA

Первую часть интервью читайте здесь

Существует конкретная проблема с питанием военнослужащих. Часто жалуются, например, на тушенку, которой бойцы на передовой травятся. При этом никто из них не приходит к ответственному за снабжение и не заставляет съесть эту же тушенку, чтобы решить проблему "снизу". Как вы видите решение этой проблемы?

Меня иногда ругают за радикализм. Как-то мне звонят ребята из-под обстрела и говорят, что им нужны спальники, потому что у их зама по тылу есть 30 спальников, но он их не выдает. Я им говорю: "Ребята, сколько вас там человек? У вас оружие есть? Придите 30 человек, положите ему гранату под подушку и скажите, чтобы выдал спальники, иначе все подтвердят, что в него попал снаряд". И они решили вопрос, хотя, может, этого нельзя советовать… Понимаете, им легче позвонить в Киев, пожаловаться, чтобы я здесь пытался решить. А их там 30 человек с оружием, а какой-то м…к не выполняет своих прямых обязанностей.

Люди должны уметь самоорганизовываться и отстаивать свои права. Но только нужно понимать, где чьи права. Может быть, например, неповиновение, как в "Айдаре", в конечном итоге могут пострадать сотни людей из-за того, что кто-то решил, что ему недостаточно понятно объяснили приказ.

А что можно сделать на институциональном уровне с питанием?

Сначала небольшой экскурс в историю. В 2006 году при министре Анатолии Гриценко питание было решено перевести на аутсорсинг. В принципе, во многих странах бойцы действительно не занимаются приготовлением еды. Но из-за того, что этих аутсорсеров появилось всего лишь четыре и они поделили между собой весь рынок, появилась некая олигополия, которая недоплату за питание военнослужащих компенсировала снижением качества.

Мы с этими компаниями встретились и, прикинувшись простачками, спросили, что нужно сделать. Они сказали: дайте больше денег. Там действительно смешные суммы платились: 17 грн за трехразовое питание. Они попросили 35 грн в день на одного человека. Мы согласились, взамен потребовав улучшить качество питания. Запустили эксперимент и видим, что качество питания от этого не улучшается. Мы со своей стороны вводим санкции — штрафы, но это никак не влияет.

Плюс ситуация изменилась из-за боевых действий в зоне АТО. Под Волновахой под обстрел попал автобус с аутсорсерами, и эти компании отказались кормить на передовой. Пришлось в очень авральном порядке искать полевые кухни, мобилизовать поваров (а их уже исключили из штата).

И сегодня качество питания в зоне АТО на порядок лучше, чем в пунктах постоянной дислокации, где кормят аутсорсинговые компании.

Мы решили провести эксперимент в двух частях. Диетологи и повара из "Пузатой хаты" и "Козырной карты" сделали более 10 конкретных раскладок меню, чтобы исключить т.н. "норму замены", когда вместо мяса давали заменитель, например, сою.

Также будем делать электронные карточки бойца, чтобы он "чекинился" при получении еды (решается вопрос списания продуктов на отсутствующих бойцов). Для создания этой системы ассоциация айтишников разрабатывает для нас индивидуальные карты с цифровой подписью.

У нас есть еще один проект по логистике, который реализуется совместно с трастовым фондом НАТО. И мы хотим, чтобы на этой карточке указывалось все имущество, которое числится за бойцом. Первоначально хотели вставить эти карточки в жетоны, но чипы не соответствуют требованиям — горят в огне…

То есть, будет тотальный электронный учет?

Да. Расскажу один пример. Поступила информация, что новые бронежилеты "Темп-3000" продаются на рынке. Мы туда выехали — действительно, новый бронежилет. Начали разбираться, кому был выдан. А так как у нас система учета доходит только до уровня подразделения, выяснили, что бронежилет был выдан такой-то роте, но все равно трудно узнать, кто именно его продал.

Мы же хотим сделать так, чтобы единицей учета был боец.

И чтобы все его материально-технические средства, в том числе и питание, были учтены. В таком случае и ответственность за сохранность вверенных ценностей будет выше. И сидя в Киеве, вы можете видеть, сколько людей пообедало в Волновахе. Это снижает коррупционные риски, а экономически эффект от внедрения такой системы — месяц.

Далее мы хотим создать электронную систему, в которой каждый военнослужащий, зайдя с помощью логина и пароля, сможет оценить качество питания. Если в каком-то месте 90% пожаловалось на еду, мы сразу инициируем проверку. Таким образом, в регионах будут четко знать, что "большой брат" следит за ними.

Теперь остался вопрос подвоза продуктов в воинские части, где будет проходить эксперимент с приготовлением еды штатными поварами. Мы собрали торговые сети — "Ашан", "Метро", "Амстор", "Велика Кишеня" — и спросили, интересен ли им наш рынок питания размером в 1,6 млрд грн в год. Они сказали, что могут без проблем доставлять продукты в любую воинскую часть. Мы еще будем это все проверять, но я уверен, что крупный ритейлер поставит по всей Украине продукты дешевле, чем небольшая фирма в Белой Церкви. Ведь кроме самой сети, супермаркеты имеют прямые контракты с фермерами и собственный импорт.

Если подтвердится гипотеза, что приготовленная собственными силами еда качественнее и/или дешевле, будем переходить на такую модель.

Я изучал американский опыт в этой сфере — там эти аутсорсинговые фирмы держат бывшие военные. Они все имеют страховки, а в контрактах предусмотрено, что в случае возникновения боевых действий они все обязаны сопровождать часть в горячие точки. У нас же тетка, полностью гражданская, не поедет за 2 тыс. грн в месяц под обстрелы в Волноваху.

Вы сейчас говорите о "диджитализации" всей армии, а у бойцов реальная проблема с получением простых справок из штаба.

Я считаю, что это из-за низкой квалификации сотрудников. Сейчас некоторые проблемы можем закрывать с помощью мобилизованных. У меня была мысль использовать их не по военному назначению, а по их гражданской специальности. Но военкоматы записывают в досье не эту специальность, а только место работы.

Львовская компания Eleks предложила на волонтерских началах компьютеризировать систему учета в военкоматах. В нынешней ситуации, оцифровав мобилизованных, можно создать огромный кадровый резерв. Уже готовится пилот по киевскому военкомату. Но нарисовалась новая проблема — Госслужба спецсвязи и защиты информации. По действующим правилам, в государстве невозможно ввести ни одну IT-систему меньше чем за год. Полгода делается только проект КСЗИ (Комплексная система защиты информации) и плюс еще нужно покупать специальные шифровальные устройства. Вот эти устройства, которые по сути являются примитивными компьютерами с алгоритмом шифрования, который принадлежит государству. И за этот бокс каждый военкомат должен будет заплатить по $3 тыс. Дешевле нельзя, так как сертифицированный поставщик в Украине только один.

Я считаю, что нужно взять стандарты кибербезопасности банков и применить к государству. И тогда все станет значительно проще.

Какие наработки имеются в сфере реабилитации участников АТО?

Психологической реабилитацией занимается Татьяна Рычкова. Что же касается реинтеграции в общество, то мы обратились за советом к НАТО. На этой неделе в Киев приехала большая делегация Союза ветеранов США. Мы хотим с их помощью организовать пилотный проект в Киеве по созданию консультационного пункта для ветеранов АТО, которые помогут им в получении документов участника АТО, поиске работы и т.п.

А что с санаториями для военнослужащих?

У нас в этой сфере бардак. Реабилитация бойцов закреплена за Минсцополитики. Но свои санатории есть у Минобороны, Минздрава и Минсоцполитики. Пока мы создали объединенный межведомственный штаб, чтобы у этих трех ведомств была общая база санаториев с указанием специализации лечения.

Какие успехи в сфере госзакупок?

Министерство обороны — единственное ведомство, которое получило разрешение на полный переход на электронные госзакупки. Мы взяли систему ProZorro, которую другие ведомства использовали для допороговых (до 100 тыс. грн) покупок. Мы же в виде эксперимента сразу пропустили 20 млн грн. Экономический эффект — до 30% экономии.

Благодаря нескольким платформам (таким как prom.ua) к торгам привлекается больше производителей: вместо традиционных трех компаний в закупках уже участвуют 30.

А как вы относитесь к тому, что волонтеры до сих пор помогают армии? Не является ли это свидетельством неэффективности использования госсредств, раз бойцы не получают всего необходимого?

Если учесть, что численность армии у нас выросла, созданы 40 новых пунктов постоянной дислокации воинских частей, то выделенный в этом году бюджет не кажется таким уж большим, чтобы можно было шиковать.

К тому же Минобороны не в состоянии купить ряд предметов. Например, запчасти к бронетехнике, которые на 70% российские. Они все "серым" методом, контрабандой завозятся из России. Не лучше ситуация с оптикой. Многие страны отказывают Украине в продаже тепловизионных прицелов, так как относят ее к летальным видам вооружения.

Благодаря волонтерам, по моим оценкам, на нужды АТО импортировали около 3 тыс. автомобилей. А государство не смогло бы купить — да к тому же за наличку — старые авто. Волонтеры выступают эффективным небюрократичным механизмом. И это останется. Государство должно брать на себя самые дорогостоящие вещи (бронежилеты и каски, рации).

На сколько баллов вы оцениваете проведение реформ в МО?

На 2,5 из 5. Мы потеряли два месяца на то, чтобы понять, как что работает. Даже сейчас мне по некоторым вопросам требуются сутки, чтобы выяснить, кто за что отвечает — где Минобороны, а где Генштаб.