Вперед в прошлое: Конституция-2004 сегодня

Сейчас в Верховной Раде активно обсуждается возврат к Конституции 2004 года. Однако возвращение старой-новой Конституции не упростит, а только затруднит процесс создания "технического" правительства
Побудуйте ефективну HR-стратегію вашого бізнесу HR Wisdom Summit від Delo.ua та Ekonomika+
17 липня HR-лідери OLX Робота, Shell, ArcelorMittal та ще понад 30 великих компаній поділяться найкращими практиками адаптації ветеранів у робоче середовище, підтримання ментального здоров’я команди, наймання в умовах кадрового голоду та використання інновацій в HR
Забронировать участие

Что будет, если у подростка отобрать любимый костюм, а потом, спустя некоторое время, вернуть его? Безусловно, все зависит от характера и степени его развития, от того, вырос он или нет, остался ли в прежней "весовой категории" и т.д. Даже если наш юноша видоизменялся крайне медленно, костюм уже не будет "сидеть" на нем как прежде.

"Растущий организм" нашего государства чем-то похож на подростка — у него "непропорционально-мажоритарно" растут определенные части тела. У нашего государства был "костюм" 2004 года, потом вместо него появился другой "ретро-костюм" 2010-го. А сейчас нам, возможно, доведется откопать предыдущий наряд и вдохнуть в него новую жизнь.

Попробуем же взглянуть, как будет выглядеть наша Украина в "костюме" Конституции 2004 года.

Начнем с "рисунка". Цвет "костюма" и "фактуру ткани" Конституции 2004 года определяла коалиция (226 депутатов).

Что такое коалиция? Коалиция (точнее сказать, коалиция депутатских фракций) — это большинство народных депутатов, основной (а то и единственной) задачей которой является формирование правительства. Если толковать Закон буквально, то в состав коалиции могут входить только "фракционные" депутаты.

Что из этого следует? Вариантов два. Первый: все внефракционные депутаты должны немедленно обрести "политическую окраску" — вступить в какую-либо фракцию (а фракции, соответственно, потребуется их туда "впустить"). Второй: коалиция будет создаваться только из тех депутатов, которые по состоянию на "сегодня" уже пребывают в составе фракций. Это означает, что нынешние внефракционные избранники будут отлучены от участия в назначении персонального состава Кабинета Министров. Как бы не совсем справедливо?

Но это еще полбеды — оба варианта "технологически" выполнимы. Хуже другое. Под данное "ретро-новшество" придется "затачивать" Регламент Верховной Рады Украины. Причем это не так просто, ибо "коалиционные" положения нужно будет "интегрировать" в нынешнюю редакцию документа, которая была подготовлена под смешанную систему (то есть, когда одна половина депутатов избрана по партийным спискам, а вторая — мажоритарщики, и допускалась внефракционность).

Понятие же коалиции применимо преимущественно к пропорциональной системе (существовала до выборов 2012 года).

Поэтому чтобы создать "симбиотический" Регламент, потребуется изрядный массив работы. Смогут ли наши депутаты оперативно "перекроить" Регламент, неизвестно. В то же время последствия "коалиционной нерегламентации" весьма плачевны. До тех пор, пока предусмотренная Регламентом процедура создания коалиции не будет соблюдена, Рада не сможет назначить правительство.

Не стоит отвергать возможность каких-то креативных ходов в данном направлении (например, создание специального, особого механизма формирования правительства в такой переходной "списочно-мажоритарный" период). Однако, как показала практика, в нужный момент Конституционный Суд может решить, что правительство сформировано в неконституционный способ со всеми вытекающими из этого драматическими последствиями.

Поэтому только в этом ключе возврат к Основному Закону 2004 года уже однозначно неудобен и небезопасен.