Количество жалоб по полисам «автогражданки» увеличилось по сравнению с прошлым годом на 50%

Заместитель генерального директора Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Иван Гуминский рассказал «ДЕЛУ» о том, сколько жалоб на страховщиков поступило в Бюро в этом году и на что жаловались больше всего
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Иван Петрович, трагедия в Марганце показала, что компенсация ущерба жизни и здоровью потерпевших от владельца полиса ОСАГО тоже «ущербна»: по закону им выплачиваются не солидные суммы, а только расходы на лечение или погребение, да и то, подтвержденные документально. Что делает МТСБУ, чтобы устранить этот нормативный казус?

Я согласен с тем, что закон по ОСАГО в части возмещения ущерба жизни и здоровью людей требует изменений. Закон хороший, но он ориентирован на то, что медицина у нас бесплатная. А она «бесплатная» в кавычках, поэтому люди не могут подтвердить документально затраты на лечение, а без этого страховая компания не может определить ущерб и, соответственно, выплатить компенсацию в полном объеме.

Проблему можно решить двумя способами: или обязать медучреждения выдавать документы о предоставлении платных услуг (по сути, это упирается в реформу украинской медицины) или внести изменения в закон об ОСАГО.

МТСБУ уже подготовило соответствующие изменения в этот закон. Они будут гарантировать получение минимальных размеров возмещения за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших без предоставления подтверждающих документов о понесенных затратах. В ноябре планируем вынести эти изменения на обсуждение сначала президиума Бюро, а потом и общего собрания членов МТСБУ. А уже после этого будем выносить на рассмотрение парламента.

Если мы уже затронули тему законотворчества. Насколько нам известно, профильный комитет Верховной Рады вернул на доработку законопроект (№4652-д), предлагающий ввести в нашей стране систему европротокола. По этой системе застраховавшие гражданскую ответственность водители могли бы оформлять мелкие ДТП без участия сотрудников ГАИ. Какие основные замечание были у депутатов к проекту и какова его судьба теперь?

Законопроект находится на рассмотрении профильного комитета парламента для подготовки на второе чтение. Документ, по мнению членов Комитета ВРУ по обеспечению деятельности правоохранительных органов, подлежит доработке. Основным «камнем преткновения» явилось опасение, что оформление ДТП без участия сотрудников ГАИ будет препятствовать выявлению водителей, которые совершают ДТП в состоянии опьянения, и как следствие, может ухудшиться безопасность движения.

Жаловаться стали больше

Одна из хронических болезней рынка ОСАГО и «Зеленой карты» – демпинг. Что сейчас предпринимает МТСБУ, чтобы решить эту проблему?

Ситуация с демпингом стоит действительно остро. Одно из последних решений на эту тему – информировать Госфинуслуг о нарушениях демпингующими страховщиками нормативов и правил формирования резервов для принятия соответствующих мер.

Ведь демпинг, в первую очередь, отображается на платежеспособности страховщика, а значит, и на способности урегулирования убытков. В итоге страдают потерпевшие в ДТП.

Кстати, о недовольных. Какая ситуация с жалобами в Бюро в этом году? По сравнению с прошлым их стало больше или меньше, кто и на что жалуется?

За 9 месяцев 2010 года МТСБУ получено 1,60 тыс. жалоб, 91% которых (1,46 тыс.) связаны с невыполнением страховщиками обязательств по договорам ОСАГО. Для сравнения – за такой же период предыдущего года в Бюро поступило 0,98 тыс. жалоб по ОСАГО.

Большинство жалоб (74%) полученных нами с начала года касалось непринятия страховщиками решений о выплате страхового возмещения или несвоевременного проведения таких выплат. О несогласии с решением страховщика по размеру страхового возмещения поступило 222 обращения (16%), на решения об отказе в проведении страховой выплаты – 148 жалоб (10%).

Как Бюро реагирует на поступающие жалобы?

Из полученных жалоб 627 (40%) мы перенаправили в Госфинуслуг, поскольку их рассмотрение выходит за полномочия МТСБУ.

Из оставшихся 968 жалоб, мы уже рассмотрели 697. Из них 33% – подтвердились, по 56% обращений МТСБУ признало действия (решения) страховщиков правомерными, еще по 11% ситуация признана спорной и разрешить ее может только через суд. Страховые компании документально подтвердили проведения выплат по 189 жалобам, а по 30 – заверили о проведении таких выплат в ближайшее время.

По итогам рассмотрения жалоб к двум страховым компаниям – членам МТСБУ были применены санкции в виде денежного взыскания.

Работа с проблемными страховщиками

По полисам каких проблемных страховщиков («Страховые традиции», «Галактика», «Авионика», «Вексель») Бюро уже начало выплаты?

МТСБУ может осуществлять выплаты по обязательствам неплатежеспособных страховых компаний только в двух случаях: по завершению процедуры ликвидации таких компаний или признания их банкротами. На сегодняшний день эти компании не ликвидированы и только одна из них – «Вексель» – признана банкротом.

Для того чтобы начать проводить выплаты по обязательствам «Векселя» Бюро должно иметь подтверждение того, что требования потерпевшего включены в утвержденный судом реестр кредиторов, а также убедиться, что выплаты от страховщика потерпевший не получал. Но реестр до сих пор не сформирован.