НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Замминистра финансов: Наша цель — нивелировать какие-либо льготы и привилегии

Елена Макеева во второй части интервью Delo.UA рассказала о налогах "для богатых" и о том, почему отраслевые налоговые льготы скорее вредны, чем полезны

Министерство финансов на прошлой неделе презентовало концепцию обновленного Налогового кодекса. Характерные черты проекта — это равные условия для компаний, вне зависимости от формы собственности и отрасли, а также рост налоговой нагрузки на потребление.

В частности, аграрии должны лишиться спецрежима НДС, а фармацевты — пониженной ставки 7%. Акцизы и экологические налоги — вырастут, рента на добычу газа — снизятся.

Кроме того, меняется сам подход к налогообложению автомобилей и недвижимости, а коммерческая недвижимость лишается льгот.

О налогах на роскошь, а так же об изменениях, которые коснутся отдельных отраслей, мы говорили с заместителем министра финансов Еленой Макеевой.

Меняется ли система распределения между местными бюджетами и государственным?

Конечно, нет. В местные бюджеты, как и прежде, идет часть НДФЛ, налог на имущество (движимое и недвижимое), акцизы. Другой вопрос, что не всем местным советам эти денежные средства нужны. К примеру, в Киеве и Киевской области, насколько мне известно, до сих пор не приняты ставки по налогу на недвижимость. В налоговом кодексе установлен максимальный размер — 2% от мин. зарплаты за 1 кв.м, при этом право устанавливать ставки, как и льготы, предусмотрено за местными советами.

Очень многое зависит от губернатора. Там, где губернатор и его команда — настоящие менеджеры и управленцы, есть и деньги в бюджете, и отстраиваются дороги, привлекаются инвестиции, развивается регион.

Вы назвали марки автомобилей, которые будут облагаться налогом. Это окончательный список? И как это будет прописано?

Будет конкретный список автомобилей по маркам и моделям. Правильно было бы привязаться к стоимости, но у нас нет единой базы стоимости 5-летних автомобилей. А обязать всех собственников автомобилей пойти сделать оценку — это дополнительные затраты. Понятно, что это невыполнимо. Существующий критерий 3 литра несправедливый.

На наш взгляд, правильным решением будет утвердить список автомобилей класса "люкс", первоначальной стоимостью свыше 1 млн грн. Этот список будет утверждаться Кабмином, по нашей задумке. Наименование марок автомобилей мы назвали лишь в качестве примера, окончательного списка нет.

Есть автомобили, которые стоят полмиллиона евро, а есть те, которые стоят 1 млн грн, и все заплатят по 25 тыс. грн?

Здесь основной критерий — класс автомобиля. Очевидно, что первоначальная цена автомобиля класса "люкс" свыше 1 миллиона гривень. Оценивать пятилетние автомобили мы не будем. А окончательный список таких автомобилей утвердит Кабмин.

Вы хотите на 3,1 млрд увеличить поступления от этого налога. Какие результаты есть сегодня?

Налоговые уведомления были выписаны в июне — июле, граничный срок уплаты этого налога — 30 августа, пока нет актуальной статистики. Предварительно на 1 сентября бюджет получил 281 млн грн.

Вы подняли негативную волну в обществе — если BMW и Lanos будут облагать налогом, то это может закончиться "вилами".

Мы просто предложили для обсуждения идею — не конкретный проект, а только идею — налогообложения налогом на имущество всех автомобилей, возрастом до 5 лет по ставке 800 грн в год. Предполагалось включение данной суммы в автогражданку, а платеж разбить на 3-4 месяца. Возник вопрос контроля уплаты этого налога, да и обществом не было принято данное предложение. Поэтому решили оказаться от этой идеи. Еще одно подтверждение того, что Минфином все эти 5 месяцев велась открытая дискуссия, и мы слышим абсолютно всех.

Местным советам вы даете большую вилку по налогу на недвижимость?

Мы предлагаем увеличить максимальный размер налога с 2% до 3% от минимальной зарплаты за 1 кв.м. При этом право устанавливать ставку, в том числе нулевую, остается за местными советами, как я уже сказала. Существующие льготы мы не пересматриваем.

Налог на элитную недвижимость в размере 25 тыс. на квартиры и дома от 300-500 кв. м также может быть введен или не введен местными властями?

Мы предлагаем вписать в налоговый кодекс прямую норму налогообложения роскоши. Речь идет об элитной недвижимости: квартиры свыше 300 кв.м и дома свыше 500 кв.м. По сути, мы выделяем в отдельную категорию элитное жилье и облагаться оно будет раз в год в фиксированной сумме 25 тыс. грн. Это отдельное правило налогообложения элитной недвижимости, никаких новых налогов и сборов, повторюсь, мы не создаем.

Вы подсчитали количество таких домов/квартир?

Менее 1%, действительно элитная недвижимость.

Что будет с коммерческой недвижимостью?

Тут наша позиция солидарна со всеми: от льгот по коммерческой недвижимости следует отказаться. Это производственные и складские помещения. Были предложения сохранить эту льготу для госпредприятий, но мы не поддержали эту идею. Убыточность госпредприятий — это мисменеджмент. Никаких льгот и привилегий, абсолютно равные правила игры для всех — это наша цель.

У вас есть прогнозы поступлений от игорного бизнеса. Каким образом вы планируете собрать 5 млрд с тех, кто сейчас ничего не платит?

Всем известно, что игорный бизнес в стране запрещен (кроме лотерей), однако функционирует незаконно. Мы предлагаем легализовать игорный бизнес, изучив европейскую практику и мировые подходы. Этот вид бизнеса подлежит лицензированию, дополнительные доходы в размере 5 млрд грн — это, по сути, стоимость лицензий и тот минимум, который мы можем просчитать и получить в случае проведения успешных реформ.

А с мотивацией как? Может, дешевле взятку дать?

Я общаюсь только с легальным бизнесом, 4-, 5-звездочные отели давно оборудовали специальные залы казино, сейчас они пустуют, простаивают. Мы планируем легализовать казино в отелях 4-х и 5-ти звезд, а также в отдельно стоящих зданиях, с четкими условиями по их расположению. К примеру, недавно общалась с командой Саакашвили, у них уже есть потенциальные инвесторы для открытия казино в Одессе. Как видите, есть спрос и есть предложения. С коррупцией должны бороться силовые ведомства, я не могу это комментировать.

У фармацевтов сейчас ставка НДС 7%. Вы хотите сделать 20%. Как вы оцениваете эффект от этих изменений?

Мы предложили отказаться от этой льготы на один год, дополнительные поступления пойдут в спецфонд и будут использоваться на поддержку больниц и незащищенных слоев населения, которые не могут купить себе лекарства. Поэтому мы не считаем это компенсатором реформ. Наша цель — нивелировать какие-либо льготы и привилегии для всех, независимо от бизнеса и сектора экономики. Все бы хотели иметь льготную ставку НДС.

Теперь давайте разберемся, как работает фармацевтический бизнес. Есть импортер, который поставляет лекарства в Украину, часто через компании-оптовиков и дистрибьюторов в одном лице. Далее товар поставляется в аптечные сети, где товары приобретаются конечными потребителями. На каждом этапе, за исключением конечного потребителя, существует система бонусирования. Что это означает? Если аптека или дистрибьютор, оптовая компания продали оговоренное количество товара, то они могут рассчитывать на ретро-бонус. Получается, что производитель через месяц, по результатам достижения определенных показателей оптовиком, дистрибьютором, аптечной сетью, снижает стоимость на импортированный товар, дает ретро-скидку по всей цепочке до аптечной сети, и эта скидка может достигать 50%. Не получает ретро-скидку только конечный потребитель, который приобрел товар в аптечной сети по самой высокой цене. Это маркетинг, стимулирование продавать больше товара конечному потребителю. Мы считаем, что временный подъем НДС с 7% до 20% не должен отразиться на конечном потребителе, фармацевтические компании могут пересмотреть свою маркетинговую политику и сократить объем ретро-бонусов.

У фармбизнеса большое лобби в Верховной Раде.

Дело в том, что внутренние производители как раз не против повышения ставки НДС. Есть некий дисбаланс, фармкомпании начисляют и платят 7% НДС, а претендуют на 20% НДС бюджетного возмещения, уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг на территории Украины.

В парламенте есть лобби и сельскохозяйственного, и фармацевтического, и металлургического бизнесов, и ИТ индустрии. Но даже там настроения очень разные, поэтому я бы не обобщала. К тому же, мы уверены, что сможем объяснить каждой заинтересованной стороне, — не только бизнесу, но прежде всего населению, — в чем именно она выигрывает от выравнивания поля игры для всех.

Если у них такая модель бизнеса, почему льгота снимается только на год?

Есть европейская директива 112, которая определяет минимальную стандартную ставку НДС и устанавливает перечень отраслей, которым может быть предоставлена пониженная ставка. Чаще всего это транспорт, ресторанный и отельный бизнес, спортивные и культурные мероприятия, фармацевтика и т.д. О пониженных ставках, на мой взгляд, следует говорить в условиях растущей экономики, стабильности финансовой системы. Сегодня абсолютно все отрасли экономики нашей страны находятся в равных тяжелых условиях, все нуждаются в поддержке со стороны государства.

Предоставляя отдельные преференции одним, мы не можем отказывать другим. Поэтому абсолютно справедливо будет сегодня отказаться от пониженных ставок, льгот и преференций.

И еще больше лобби в Верховной Раде у агробизнеса.

Тут вообще все просто. Это наши обязательства перед МВФ: либо мы выполняем свои обязательства и демонстрируем ценность своего слова, либо отказываемся и больше не сможем рассчитывать на поддержку ни МВФ, ни других кредиторов.

Вы же помните, как депутаты заблокировали трибуну при рассмотрении этого вопроса.

Это было летом, впереди у депутатов было еще полгода, поэтому мы не рассчитывали на то, что с нашими предложениями быстро согласятся. Скоро мы вернемся к этому вопросу. Лично у меня сомнений в том, что спецрежим по НДС будет отменен, нет — слишком высоки риски.

По группе С очень сильно расходятся ваш проект и проект Южаниной.

Дело в том, что 85% налогоплательщиков ФСН имеют годовой оборот до 2 млн грн, а оборотов в 100 млн грн просто нет.

Вы еще летом подавали законопроект по рентам, но его так и не поставили на голосование. Сейчас говорят, что дыра в бюджете от снижения квот более 5 млрд грн. Вам давали статистику, на сколько планируется увеличить добычу? Есть ли от этого какой-то эффект? Зачем снижать ренту, если мы останемся на 20 млрд кубометров добычи?

Действительно, снижение ренты — это минус 5,1 млрд грн в 2016 году. Сегодня снижение ставок необходимо как для удержания существующих инвесторов, так и для привлечения новых. Убеждена, многие газовые месторождения еще не исследованы, это вопрос нашей национальной безопасности. Кроме того, по пожеланиям бизнеса мы еще доработали данный законопроект, расширили перечень капитальных затрат, снизили ставку надбавки по налогу на прибыль с 30% до 15%.

Когда мы сможем выйти на европейский уровень акцизов?

Мы понимаем, что не раньше, чем через 10-15 лет мы сможем достичь европейского уровня акцизов. Однако в налоговом кодексе мы предложим перспективу по постепенному повышению акцизов в ближайшие 5 лет. Кроме того, мы завершаем изучение предложений по внедрению электронной акцизной марки.

Первую часть интервью об изменениях в части НДС, подоходного налога, налогов на зарплату и единого налога читайте здесь.