Кто профинансирует энергоэффективность "Укрпочты"

  • Дмитрий Сенниченко

    Директор по управлению недвижимостью и инфраструктурой ПАО "Укрпочта"

"Укрпочта" объявила, что проведет энергоаудит всех своих зданий. Откуда у госкомпании столько лишних денег и как она планирует проверить 13 тыс. объектов?
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

"Укрпочта" запустила проект по энергореабилитации предприятия. В связи с этим нас преследует вопрос: "Сколько? Во сколько обойдется проект? За чей счет банкет, непозволительный сегодня для очень многих?"

Официально отвечаю: первый этап, анализ зданий, стал возможен, потому что команда изначально сформулировала проблему иначе. Мы понимаем, что этот проект нам нужен и готовы искать все, известные и неизвестные пути решения. Вопросы "во сколько нам это обойдется?" и "где же взять деньги?" — не были первоочередными.

Если учитывать только потребленные гигакалории на квадратный метр, то наша компания — уже одна из самых энергоэффективных. Но когда попадаешь в отделения, температура в которых зимой хорошо если +15 С, а летом — нечем дышать, то начинаешь в такой эффективности сильно сомневаться.

Фото: Генеральный директор ПАО "Укрпочта" Игорь Смелянский. Отделение "Укрпочты" в с. Юсковцы Лохвицкого района Полтавской области

И все же — во сколько обойдется проект?

Анализ зданий финансируется на грантовой основе фондом технической помощи ЕБРР.

Это значит, что "Укрпочта" бесплатно получает техническую помощь для первого и второго этапов проекта: анализ объектов недвижимости и поиск оптимальных инженерных решений их энергомодернизации, а также финансовые расчеты для последующей реализации проектов.

Можно ли провести энергооценку всех объектов "Укрпочты" (5,5 тыс. собственных и 7,5 тыс. арендованных)? Сколько времени может занять процесс оценки?

Мы типологизировали объекты недвижимости, исходя из особенностей их назначения и использования.

Выделили в отдельные типы объекты производственного характера (например сортировочные), главпочтамты, отделения связи (собственные и арендованные) и технологические объекты (например автотранспортные предприятия).

Таким образом, получили различные типы объектов с аналогичными для каждой группы проблемами, требующими типовых технических решений. Эти решения могут касаться улучшения систем отопления, освещения, вентиляции, охлаждения и т. д. Нет необходимости анализировать все 13 тыс. объектов. Мы определили для себя 60, которые представляют каждый из типов.

Фото: Игорь Смелянский. Хмельницкая дирекция "Укрпочты"

По каким критериям "Укрпочта" выбирала компанию — технического консультанта? Почему выбрали иностранную компанию?

Компанию-консультанта выбрал и определил ЕБРР. Мы доверили им экспертный выбор, как организации, реализовавшей достаточно много подобных проектов в Западной и Восточной Европе.

Нам было важно, чтобы компания совместно с нашими специалистами осуществила анализ, поиск инженерных решений для разных типов объектов, составление финансового анализа окупаемости модернизаций. Были составлены анкеты углубленного анализа зданий, в которых учитываются не только потребление энергоносителей или тип освещения, но и год строительства, дата проведения последнего ремонта и т. д.

Над проектом с нашей стороны работает практически вся инженерная команда "Укрпочты" как в генеральной дирекции, так и в регионах.

Будем ли мы привлекать инвесторов для реализации планов энергомодернизации?

Вопрос немного преждевременный. Это покажут результаты первого этапа. Только на основе системного анализа можно рассматривать финансовую целесообразность привлечения инвестиций.

Когда получим исчерпывающее представление о поставленных технических задачах, будем решать какими средствами сможем их профинансировать: собственными силами либо привлекая средства ЕБРР, что может стать продолжением нашего сотрудничества.

Какая общая продолжительность проекта?

Продолжительность первого этапа четко определена — два-три месяца. К июню 2017 года планируем его закончить.

Результаты этого этапа, который я бы назвал стадией fact finding mission, то есть стадией нахождения фактов, определят содержание и, соответственно, продолжительность следующих этапов. Потому что только на основе собранных и проанализированных данных, мы сможем более четко спланировать спектр дальнейших задач и сроки их реализации.

Результаты первого этапа, я уверен, помогут нам принимать обоснованные решения о модернизации объектов имеющимися у нас в распоряжении, хоть и скудными, но собственными средствами в этом году.

Продолжительность проекта с ЕБРР ничем не ограничена, кроме фактических результатов первого этапа. Если первый этап выявит, в чем я лично более чем уверен, финансово обоснованные проекты, мы продолжим с ЕБРР второй и третий этапы.

Каков ожидаемый экономический эффект?

Во-первых, мы снизим затраты на обслуживание портфеля недвижимости без потери качества. Варианты экономии ресурсов, при которых в отделении у посетителей будут отмерзать конечности, или работники будут работать при свечах (это реальный пример), нас не устраивают.

Во-вторых, создадим систему управления энергоресурсами внутри компании. Нам важно построить устойчивую организационную структуру энергоменеджмента.