Нужно прекратить "ценовые войны" на рынке обязательного страхования — гендиректор АСКА

В интервью о том, почему до конца года с рынка страхования может уйти еще несколько компаний и почему роботы не смогут заменить живых страховых агентов

Каким видите страховой рынок на сегодняшний день? Как оцениваете перспективы до конца года?

До конца 2017 года с рынка могут уйти еще несколько компаний. И в этом нет ничего плохого, я не вижу серьезного ущерба для отрасли. Считаю, что и сегодня, и в перспективе ближайших 2-3 лет украинское страхование — это бизнес с минимальной прибыльностью, особенно для крупных компаний с мультиканальными продажами и развитой сетью. Ведь ключевые драйверы рынка — это обязательные виды страхования, а их развитие в существующих условиях "ценовой войны" и сверхвысокой конкуренции чаще приносит убытки.

Мои коллеги по рынку в своих интервью часто говорят, что проблема развития обязательных видов страхования — это высокое комиссионное вознаграждение агентам и конкуренция компаний за независимых посредников. Уверен, что проблему можно решить: в Украине на законодательном уровне нужно убрать ограничения по выплате комиссионного вознаграждения агентам за продажи моторных видов страхования: "автогражданки" и "Зеленой карты". Тогда работа в этом секторе рынка станет прозрачнее, а МТСБУ сможет эффективнее контролировать рыночных игроков.

Если же говорить о трендах страхового рынка в ближайшем будущем, то это, однозначно, уход от традиционных каналов продаж. Развитие региональных отделений, партнерских продаж в офлайн рознице, с их высокими аквизиционными расходами становится все менее привлекательным. Мы все движемся по пути внедрения новых технологий, выхода в онлайн, упрощения процесса покупки страхового договора. Хотя не будем кривить душой: ключевым "каналом продаж" в украинском страховании пока еще остается бойкая и презентабельная дама, с брендированной папкой и калькулятором в руках. На смену ей постепенно приходят обаятельные юноши и девушки с планшетами, но офлайн коммуникация с клиентом по-прежнему важна, ведь именно живое общение "продает" страховую услугу.

До конца 2017 года с рынка могут уйти еще несколько компаний.

Расскажите о первых результатах прямого урегулирования?

Проект прямого урегулирования на рынке ОСАГО, на мой взгляд, стартовал отлично. С самого начала в декабре 2016 года к нему присоединились 17 компаний, через два месяца нас стало 18. И это ключевые игроки: они формируют около 50% украинского рынка "автогражданки" и 65% рынка КАСКО. Проект поддержали те, кто планирует развивать страхование и имеет долгосрочную стратегию работы в секторе (на 5 лет и больше), достойную репутацию, готов меняться и менять рынок. Не скромно, но мы относим себя именно к таким компаниям.

Участвуя в проекте прямого урегулирования, АСКА, в первую очередь, пересмотрела и упростила ряд бизнес-процедур. Мы должны максимально удовлетворить клиента и сократить срок выплаты настолько, насколько это возможно без дополнительных финансовых рисков для компании. Сейчас средний срок выплаты по убыткам от ОСАГО в нашей компании составляет 14 дней. Я говорю именно о событиях, которые соответствуют критериям прямого урегулирования: когда речь идет о контактном ДТП, и при этом пострадали только 2 авто, когда у обоих участников есть полисы "с прямым урегулированием", и вина одного из них однозначно установлена. И, конечно, когда потерпевший обращается напрямую к нам, своему страховщику по ОСАГО.

Хочу заметить, что в среднем по пулу участников системы "прямого урегулирования" выплата проводится за 24 дня — чуть дольше, чем в нашей компании. При этом средний срок выплаты на рынке ОСАГО в целом намного больше — 114 дней, хотя максимальный период в 90 дней установлен законодательством.

Каков средний размер выплаты по нему?

О среднем размере выплаты именно по системе "прямого урегулирования" говорить еще рано. И у нас, и в целом по рынку было урегулировано не так много событий, чтобы провести объективный анализ. На сумму выплаты влияет возраст авто, сложность повреждений, а сейчас суммы выплат по ОСАГО растут еще из-за роста цен на запчасти и работы. Нельзя сказать, что есть прямая зависимость размера выплаты от того, платит ли компания по прямому урегулированию или нет — разница пока что не очевидна. Хотя вполне вероятно, что участники системы прямого урегулирования будут больше дорожить лояльностью клиентов и постараются не экономить на "спорных" выплатах.

Буквально в прошлом месяце Моторное бюро Украины предприняло попытку сделать прямое урегулирование общеобязательной системой для украинского рынка ОСАГО. Но не все страховщики готовы работать по прямому урегулированию — участие в этом проекте пока еще остается личным делом каждой страховой компании.

Вы говорите, что Ваша компания быстро платит по ОСАГО. Но по статистике МТСБУ АСКА входит в топ-10 страховщиков, которые дольше других урегулируют страховые случаи — средний срок выплаты составляет 174 дня. Почему так, и что Вы будете с этим делать?

Если честно, мы уже устали комментировать и эту тему, и наш показатель "174 дня". Кстати, совсем недавно он был еще выше. Кроме нас, сроки урегулирования дел в АСКА комментируют даже члены Нацкомфинпослуг, иногда им тоже задают этот вопрос. А причина проста: события 2014 года и наша вынужденная релокация. Главный офис компании 2,5 года назад переехал из Донецка в Киев и Запорожье, мы перевезли коллектив... Но, к сожалению, утратили доступ к значительной части архива и, в том числе, к документам по выплатным делам. Они остались на неподконтрольной территории, в нашем старом офисе. Кроме того, многие наши клиенты из Донецкой и Луганской области, в силу тех же обстоятельств, физически не могли поддерживать с нами контакт. Позже они заново обращались в компанию, восстанавливали документы чтобы получить выплату. На это уходило время и наши показатели формально ухудшились.

Что мы будем делать с такой статистикой? Ничего, все уже сделано. Жалобы на АСКА за нарушение законодательства по ОСАГО, в том числе за несоблюдение сроков, с начала года практически отсутствуют. У нас "зеленые" показатели в системе МТСБУ и один из наименьших средних сроков выплаты в системе прямого урегулирования — я уже о нем рассказал. Мы эффективно работаем и платим вовремя, когда для этого есть все необходимые документы.

Как выглядит структура резервов, и в каких банках хранится депозитная часть?

Наши резервы состоят, как и у других страховых компаний, из резерва незаработанных премий и резервов под заявленные, но не выплаченные убытки. Мы публикуем информацию о наших резервах по всем установленным правилам: на корпоративном сайте и в специализированных изданиях каждые 3 месяца.

Про депозитную часть могу сказать, что у нас достаточно диверсифицированный портфель депозитов, например, 40% хранится в одном их государственных банков, 60% — в коммерческих банках с рейтингом не ниже "А". Учитывая громкие и иногда "внезапные" уходы банков с рынка в 2014-2017 годах, мы ежедневно отслеживаем ситуацию и финансовое здоровье банков, в частности, тех, с кем активно работаем. Для минимизации финансовых рисков и возможных потерь сокращаем срок размещения средств на депозитах.

Что до потерь в неплатежеспособных банках, то наша компания утратила 10 млн грн. Преимущественно это потери 2014-2015 гг. К сожалению, в Украине нет действенного механизма защиты бизнеса и, в частности, страховых компаний от такого ущерба. Я отношусь к этому как к определенной дискриминации и надеюсь, что инициативы по защите прав потребителей финансовых услуг, о которых мы сейчас много слышим от регуляторов рынка и правительства, будут внедрены. Особенно важно, чтобы они обеспечили защиту корпоративных клиентов банков. Ведь эти 10 млн грн нам никто никогда не вернет, а это страховые резервы. Такие прецеденты формируют недоверие и мешают строить бизнес, в особенности страховой.

Страховала ли АСКА риски компаний группы СКМ на неподконтрольной Киеву территории? Были ли какие-то выплаты при повреждении находящихся там активов или экспроприации не так давно проведенной боевиками?

Я бы не использовал такую формулировку — у нас в стране нет управляющего субъекта "Киев", есть единая страна — Украина. Мы работаем исключительно в национальном законодательном поле. И урегулируем все страховые события только в рамках закона.

В зоне АТО мы действительно страховали очень много всего: и активы группы СКМ, и ряд других объектов — недвижимость, автопарки, товары на складах. У АСКА всегда была отличная репутация и самая высокая узнаваемость среди страховых брендов в регионе, нам доверяли многие клиенты. Но ни до начала АТО, ни, тем более, во время этих событий мы не страховали военные риски: экспроприация, повреждение в результате боевых действий не покрываются нашими договорами. Они четко сформулированы как отдельный пункт для отказа в выплате. Кроме того, мы отказываем в выплате, если не имеем возможности оценить ущерб на месте события или получить подтверждающие документы от государственных органов Украины, например, полиции или метеослужбы. Это нормальная практика: такие исключения прописаны в любом договоре страхования.

Но если с процессом урегулирования сложностей у нас не возникает, то вот с украинскими судами они как раз случаются. Например, у нас есть решения судов о том, что повреждение автомобиля осколками "Града" — это никакой не военный риск, а всего лишь ущерб, нанесенный машине неустановленными лицами. Другой случай: вывоз незаконной вооруженной группировкой товаров из торгового центра в разгар боевых действий. Украинским судом этот инцидент трактуется как банальная кража. А значит, по решению этого суда, страховщик должен заплатить. Такие случаи встречались в нашей практике и в 2014-м, и в 2015-м. Сейчас их намного меньше, но есть затянувшиеся судебные разбирательства.

В 2016 году АСКА получила прибыль 7,6 млн грн, тогда как в 2015 году у нас был убыток в 59 млн. грн.

С какими финансовыми показателями компания закончила 2016 год? Как они поменялись по отношению к результатам 2015 года?

Весь 2016 год мы усиленно работали и нам многое удалось. В 2016 году АСКА получила прибыль 7,6 млн грн, тогда как в 2015 году у нас был убыток в 59 млн грн. В I квартале 2017-го позитивная динамика сохранилась: мы увеличили чистую прибыль до 10 млн грн по сравнению с 355 тыс. грн в I квартале прошлого года. Кроме этого, мы смогли увеличить уровень покрытия наших обязательств собственным капиталом — с 18% до 25%.

Если говорить о рыночных приоритетах, то отличные результаты достигнуты в страховании сельскохозяйственных рисков: в 2016-м у АСКА 2 место по объемам агрострахования в Украине. Мы претендуем на лидерство и по выплатам аграриям. Буквально несколько недель назад АСКА завершила урегулирование очень крупного страхового события и выплатила клиенту порядка $2 млн за недобор урожая из-за прошлогодней засухи.

АСКА по-прежнему входит в топ-5 по страхованию имущества — несмотря на то, что мы переехали из Донецка и потеряли доступ ко многим объектам недвижимости, которые страховались в нашей компании. Наши премии за 2016-й по этому виду страхования превышают 271 млн грн, хорошая динамика сохранилась и в 2017-м.

В период релокации мы потеряли свои позиции в медицинском страховании — осознанно отказывались от обслуживания коллективов. Сейчас АСКА снова развивает это направление. Мы очень заинтересованы в сотрудничестве по медицинскому страхованию и с клиентами, и с посредниками — страховыми брокерами. В ближайшие 1-2 месяца планируем запуск программ страхования здоровья для розничных потребителей и для представителей малого бизнеса.

Сокращали ли затраты в прошлом году, например, за счет агентских премий?

Затраты мы не сокращали, партнерское вознаграждение для наших посредников сохранили на уровне 2014-2015 года, а в 2017-м увеличили бюджет маркетинга — мы уже готовы напоминать о себе рынку.

Самое важное для меня — то, что мы постарались максимально сохранить наш коллектив: АСКА перевезла на контролируемую территорию 60% персонала с востока Украины. Именно перевезла — в 2014-м это не было легкой и безопасной задачей. Но вот первое серьезное повышение зарплат мы смогли осуществить только летом 2016-го. При этом пока еще не у всех сотрудников "киевские" зарплаты. На фоне столичного рынка труда наша команда остается максимально лояльной, нацеленной на восстановление позиций компании. Хотя это больше чем лояльность, мне даже сложно объяснить, насколько такое отношение ценно.

Есть ли планы у компании по поиску нового инвестора, или же, наоборот, возможно рассматривается покупка страховой компании на фоне укрупнения рынка?

Наша управляющая компания отлично понимает реалии рынка финансовых услуг и имеет несколько разных вариантов развития бизнеса в долгосрочной перспективе. Но задавать эти вопросы все же стоит именно акционерам и менеджменту группы. Ситуация постоянно меняется, и мы готовы к реализации любого сценария. В фокусе наших усилий все равно останется клиент, защита его финансовых интересов и репутация АСКА как надежного страховщика, проверенного временем и самыми непростыми обстоятельствами. Мы просто продолжаем работать: постепенно возвращаем утраченные позиции на рынке и восстанавливаем объемы бизнеса.