НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Александр САВЧЕНКО, президент фирмы "Эванс": "Время бешеного зарабатывания денег прошло"

Раскрутка торговой марки "Эванс" началась достаточно недавно, однако уже сегодня ее знают многие. О том, как этого удалось достичь, а также о планах на будущее, рассказывает президент фирмы "Эванс" Александр САВЧЕНКО

Раскрутка торговой марки "Эванс" началась достаточно недавно, однако уже сегодня ее знают многие. О том, как этого удалось достичь, а также о планах на будущее, рассказывает президент фирмы "Эванс" Александр САВЧЕНКО

Биография

САВЧЕНКО Александр Григорьевич, президент фирмы "Эванс"

Родился в 1965 г.

В 1982 г. — поступил в Киевский институт народного хозяйства на планово-экономический факультет

После первого курса ушел в армию

В 1988 г. — закончил КИНХ

В 1988 — 1992 гг. — экономист цеха, старший экономист, начальник бюро экономического анализа, замдиректора коммерческого центра Киевского радиозавода

С 1992 г. — коммерческая деятельность

С 1993г. — директор фирмы "Эванс"

АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ, расскажите, пожалуйста, с чего начался "Эванс"?

Все началось случайно и достаточно сумбурно. В 1993 году, когда деньги в нашей стране зарабатывались легко и быстро, одна иностранная фирма решила прийти на украинский рынок. Друзья порекомендовали меня на должность директора фирмы. А я уже набрал свою команду, костяк которой составляют в основном мои бывшие сотрудники с Киевского радиозавода, где работал ранее.

То есть фирма "Эванс" с иностранным капиталом?

Да. Иностранному капиталу принадлежит 40% уставного фонда фирмы. Инвестиция была в виде оборудования для производства шипучих вин. Однако сегодня иностранцы не вмешиваются в нашу деятельность. И несмотря на то, что на бумаге мы предприятие с иностранными инвестициями, по сути сами по себе. Иностранцы нам сегодня не помогают и не мешают. Начинали мы в 1993 году, установив свое оборудование. Раскрутка же торговой марки серьезно началась только в прошлом году. В апреле 1999-го мы взяли в аренду у ФГИУ часть Киевского ликеро-водочного завода, а летом этого года (в июне) уже арендовали весь завод, где и
производим водку. Сегодня время бешеного зарабатывания денег уже прошло, и у наших иностранных партнеров возникло желание поки­нуть Украину, мы этому не возража­ем. У нас есть желание остаться чи­сто украинской компанией. Деньги, которые были внесены в виде оборудования, мы вернем в виде диви­дендов.

Не планируете ли строить свои производственные площади или же приватизировать арендуемый завод?

Нет, мы не собираемся строить новый завод. Что же касается выкупа арендуемого завода, то, вероятнее всего, в будущем так и произойдет. Планы на приватизацию есть. Все будет зависеть от того, как пойдут дела, и пока ликеро-водочные заводы входят в перечень предприятий, не подлежащих приватизации. Существует очень много нюансов, и прежде всего с оценкой
имущества предприятий. Например, основные здания Киевского ликеро-водочного завода были построены в 1886г., изношенность оборудования, помещений очень большая...

Так, может быть, проще построить новые площади?

Вы знаете, нет. Все-таки на этом заводе создан технологический цикл, предусмотрено место для хранилищ. А чтобы построить новый завод, нужно разово вложить достаточно много денег. Кроме того, ответ на вопрос, стоит ли строить сегодня что-то новое, достаточно однозначен. Ведь сегодня бешеное перепроизводство водки. И на этом фоне строить новый завод наверное просто неразумно.

За достаточно короткое время Вам удалось раскрутить торговую марку. Что Вам для этого потребовалось?

Во-первых, много денег. Во-вторых, сам продукт должен что-то собой представлять. И в третьих, должна быть определена стратегия. Все это необходимо для того, чтобы заинтересовать людей.

А сколько денег необходимо для раскрутки торговой марки?

Это приличная сумма.

Сегодня украинские производители ликеро-водочных изделий заметно потеснили зарубежных. Как этого удалось достичь?

— Разумной налоговой политикой. Наконец-то Верховная Рада приняла законы, позволяющие отечественным производителям выжить. Введены высокие акцизы и ввозные пошлины на импортную продукцию. Да и сами отечественные товаропроизводители научились самостоятельно делать неплохую продукцию. Мы постоянно следим за качеством, дизайном, оформлением. Сегодня импортную водку пьют уже единицы. Наверное, поменялся менталитет, да и уровень
доходов населения снизился. Те, кто не может себе позволить купить "Смирнов" и "Абсолют", покупают отечественную водку, которая по качеству не уступает импортной, но намного дешевле.

Как Вы оцениваете рынок алкогольных напитков в Украине?

—Он находится в стадии упад­ка. Если оценивать по объемам про­изводства, пиком были 1995-96гг. Тогда 60% производимой продукции (шампанское, водка, вино) уходило в Россию. Но в 1997 году Российская Федерация приняла соответствующие законодательные акты и практически закрыла свой рынок для Украины. В это время падение производства наблюдалось практически на всех украинских ликеро-водочных заводах. Сегодня более или менее на плаву находится "Немиров", "Союз-Виктан", "Артемида", Луганский и Львовский ликеро-водочные заводы.

Какую долю рынка занимает "Эванс"?

— Очень незначительную. Поскольку водкой мы начали заниматься только с апреля этого года.
Пока не был полностью решен вопрос с арендой завода, мы намеренно сдерживали объемы производства водки. В конце июля были подписаны все необходимые документы и сегодня мы уже установили оборудование и начали запуск.

Насколько сильна конкуренция на рынке? Кого Вы считаете своими конкурентами?

— Конкуренция очень сильная. Рынок характеризуется перепроизводством водки. Своими конкурентами мы, в первую очередь, считаем "Немиров" и "Союз-Виктан".

Экспортируется ли производимая продукция?

— Водка на экспорт сегодня — это практически неразрешимый вопрос. Немного экспортируют "Немиров" и "Союз-Виктан". Но это скорее имиджевый шаг, чем действительно экспорт. Потому что водка — это такой продукт, который может производить любая страна. Здесь нет никаких особых ограничений и нюансов в технологии.

Вы производите только водку?

— Мы производим водку и шипучие вина. Кроме того, под нашей торговой маркой фасуются макаронные изделия на Киевской макаронной фабрике, а на Обуховском мукомольном комбинате — мука и крупы. В небольших объемах производим пиво. В перспективе планируем увеличить объемы его произ­водства и еще выпускать воду.

Какова стратегия развития возглавляемой вами компании?

— Наращивание объемов производства и развитие собственной торговой сети. Сегодня у нас 5 магазинов, есть свой ресторан, строительное и транспортное направления. Хотим полностью охватить Киев и регионы. В Киеве мы планируем иметь как минимум 20 магазинов.

Что больше всего мешает работать?

— Самая большая трудность — платежеспособность населения. И чем дальше, тем она ниже. Многие уже не обращают внимание на качество. Если у населения будут деньги, все будет хорошо. И проблему конкуренции можно будет решить, и налогов. Очень сильно подкосило
все ликеро-водочные заводы повышение акциза на ликеро-водочные изделия с 1 июля 2000 года. Акциз вырос на одну гривню за бутылку плюс НДС, и, соответственно, бутылка водки подорожала как минимум на 1,2 грн. Притом что население больше зарабатывать не стало.
Это очень сильно отразилось на производителях. Практически все заводы в июле простояли: жили за счет старых запасов. Если раньше бутылка водки в рознице стоила 6 грн., сейчас она стоит 7,5 грн. В результате люди будут переходить на самогон, а объемы производства будут падать. Но закон вступил в силу и его выполняют. Есть надежда, что осенью парламентарии вернутся к рассмотрению этого вопроса и, может быть, отменят эту норму.

Каким, по Вашему мнению, должно быть законодательство, чтобы развивался частный бизнес?

— Налоги должны быть цивилизованными. Необходимо оценивать реальную ситуацию в стране.. Во-первых, не должно быть никаких льгот, потому что на сегодня производители находятся в неравных условиях. Если Донецк позволяет себе продавать водку по 3,15 грн., притом что реально цена не может быть ниже 5 грн., значит это уже не равные условия. Должны быть равные условия для всех. Каждый должен показать, чего он стоит. Для того, чтобы развивался бизнес, нужны
финансы. Сегодня их в стране нет. К сожалению, за 9 лет не созданы нормальные условия для работы предпринимателя: ни нормального финансирования, ни государственных проектов по развитию бизнеса.

Можно ли вести бизнес в Украине, не имея "крыши"?

— В принципе можно. Все зависит от того, как его вести. Если цивилизованно, то можно. На тебя все равно будут пытаться давить, но этого можно избежать. Бандитских разборок, которые были ранее, уже нет.

Как бы Вы охарактеризовали свой стиль управления?

— Авторитарно-демократичный. Это притом, что я стремлюсь всем своим сотрудникам создать максимальный уют: питание (у нас есть свой пункт питания), удобные рабочие места, отдых, помощь при поступлении детей в вуз, установка телефона и т.д. То есть максимально решить все социально-бытовые проблемы, но при этом требовать отдачи.

Кто Ваш первый заместитель: производственник, финансист, экономист, маркетолог..?

— Маркетолог, основная задача которого — сбыт продукции, ее продвижение на рынок.

По какому принципу производится прием на работу?

— При приеме на работу для меня в первую очередь имеют зна­чение деловые качества человека. Он должен быть специалистом в своей отрасли. Если мы берем лю­дей со стороны, то они проходят 2-3-месячный испытательный срок с выплатой зарплаты. Мы присмат­риваемся к людям, к их деловым ка­чествам, порядочности и т.д. Я лич­но не занимаюсь приемом на работу сотрудников. Мои заместители по разным направлениям вправе под­бирать себе кадры, а я уже требую с них.

Какова Ваша политика в области заработной платы?

— Я спокойно отношусь к размерам заработной платы. То есть, если то-то будет получать больше меня, то я это приветствую, потому что они, зарабатывая больше меня, позволяют мне заработать еще больше.

Насколько мне известно, "Эванс" очень часто выступает спонсором многих футбольных матчей. Вы являетесь поклонником футбола?

— Что такое водка? Водка — для мужчин. Футбол в основном смотрят мужчины, а это наша целевая аудитория. 80% футбольной аудитории — мужчины. Мы хотим добиться высокого уровня продаж, поэтому в рекламной кампании и делаем ак­цент на спорт.

Александр Григорьевич, какими качествами должен обла­дать руководитель предприятия?

— Необходимо уметь анализировать ситуацию, понимать, как из нее можно выйти и как чего-то добиться. Для этого, в первую очередь, нужно иметь аналитический склад ума. И второе — на каждое направление расставить грамотных руководителей. Во многие вопросы лично я не вникаю, потому что знаю, что там работают профессионалы, которым я доверяю.

Каково Ваше хобби?

— Рыбками увлекаюсь. У меня есть большой аквариум.

Как Вы проводите свободное от работы время?

— Люблю рыбачить. Люблю просто поваляться на диване, посмотреть спортивные телепередачи.

Существует ли для Вас такое понятие как отпуск и как Вы его проводите?

— Существует. Два года назад я ездил в Париж, свозил ребенка в Диснейленд. Но, как правило, отпуск у меня бывает раз в два-три года длительностью 10 дней.