- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Ан-70 суждено летать
На последнем заседании Кабинета Министров, состоявшемся 13 октября, было принята государственная программа серийного выпуска транспортного самолета Ан-70. Процесс кооперации по производству этого самолета позволяет задействовать более 50 украинских предприятий и создать 40 тысяч рабочих мест
РАЗГОВОРЫ о серийном выпуске АН-70 ведутся около трех лет — с того момента, когда был поднят в воздух первый базовый вариант самолета. Но активная подготовка к началу его серийного производства началась лишь летом нынешнего года. Именно тогда стало совершенно понятно, что Европа не нуждается в наших военно-транспортных самолетах. Возможно, как субподрядчики мы устраиваем европейские страны-участницы НАТО, но не более того. И о форсировании программы серийного производства АН-70 заговорили как в Украине, так и в России.
Программа рассматривалась на высоком государственном уровне и была утверждена Президентом Украины, подписан ряд соответствующих межгосударственных соглашений. В последние полтора года программа выпуска АН-70 развивалась очень медленно, поскольку украинское и российское правительства ожидали результатов проводившегося европейского тендера по закупке военно-транспортного самолета. Речь шла о поставках 225 военно-транспортных самолетов, а стоимость сделки предварительно оценивалась экспертами от $6,5 до 8 млрд. В случае приобретения странами Европейского альянса самолета АН-70 его необходимо было бы модифицировать под стандарты НАТО. Но шансы АН-70 в этом тендере были очень невелики, поскольку европейские производители заявили о создании собственного военно-транспортного самолета Аэробус-400М. Победа в тендере досталась консорциуму Airbus.
Но несмотря на провал самолета на европейском рынке, АН-70 все равно будет летать. Заказчиками самолета выступили военно-воздушные силы России и Украины. Поэтому неудивительно, что специалисты главного разработчика серийного самолета — АНТК Антонова, не дожидаясь результатов европейского тендера, решили ускорить программу по проведению испытаний и налаживанию его серийного производства. Однако первый серийный АН-70 будет готов не раннее чем к концу 2002 года.
Проект серийного производства самолетов будет осуществляться совместно с Россией. Планируется, что сборка самолета Ан-70 будет одновременно происходить в Украине на киевском заводе "Авиант" и в России — на самарском авиастроительном заводе "Авиакор".
Кабинет Министров предусмотрел финансирование государственной программы испытаний и выпуска самолетов АН-70 и АН-140 — на эти цели будет выделено 20,5 млн. грн. Председатель Государственного комитета промышленной политики Владимир Новицкий сообщил о ведущейся активной подготовке к производству Ан-70. Закон о бюджете обязывает Кабмин выделить средства на финансирование программы проведения испытаний и выпуска отечественных самолетов АН-70 и АН-140. Финансирование подготовки завода к серийному производству Ан-70 должен осуществлять Государственный комитет промышленной политики. В октябре предполагается выделить около 8 млн. грн., а до конца года, с учетом средств на выпуск Аи-140, —до 20 млн. грн. В следующем году финансирование работ будет осуществляться за счет средств бюджета на капитальные вложения, части средств от реализации избыточного вооружения и собственных средств предприятий отрасли.
Для выполнения государственной программы серийного производства АН-70 образован украинско-российский консорциум. Его задача состоит в координации работ по самолетостроению до 2018 годя Согласно проекту программы ожидается, что к 2018 году министерство обороны России закупит 164 самолета, а Минобороны Украины — 65. Заинтересованность в приобретении этого самолета высказало Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций Украины. По предварительным оценкам, производство и реализация более 110 самолетов сделает данный проект рентабельным. А реализация около 200 самолетов даст свыше $3 млрд. прибыли. Стоимость самолета составляет приблизительно $50 млн.