- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Андрей Родионцев, председатель правления группы компаний "Верес": "На микроуровне экономика становится нормальной"
Торговая марка "Верес" отличается прежде всего разнообразием выпускаемой продукции. Это своеобразный конек компании. О сегодняшнем и завтрашнем дне компании в рубрике Top manager рассказывает председатель правления группы компаний "Верес" Андрей Родионцев
Биография
Родионцев Андрей Борисович
Родился в 1966 г.
В 1989 г. закончил КПИ, факультет химического машиностроения
1989-91 гг.— работа в Институте технической теплофизики АНУ
С 1991 г. — в частном бизнесе
С 1997 г. — председатель правления группы компаний "Верес"
Хобби — экстремальные виды спорта
— АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ, почему Вы решили заниматься производством продуктов питания?
— С 1991 года мы занимались дистрибьюцией и продажей продуктов питания как отечественного, так и импортного производства. Наработался значительный опыт в этой сфере деятельности. Затем путем анализа происходящих на рынке событий мы решили открыть свое производство. Приняв такое решение, купили завод продтоваров в городе Каневе. И в том же 1997 году разработали торговую марку "Верес", которая существует на рынке уже три года.
— Почему выбор пал на Канев?
— Это был осознанный выбор. Нам это показалось целесообразным. Во-первых, недалеко от Киева, во-вторых, сыграло роль наличие сырьевой базы… Ведь сегодня в Украине очень большие проблемы с качественным сырьем, именно с сырьем, которое можно использовать для производства качественного продукта. Поэтому часть сырья мы выращиваем самостоятельно. Это вынужденная мера, потому что мы — переработчики. Мы умеем перерабатывать и продавать, а то, что вынуждены заниматься еще и сельхоздеятельностью, — необходимость сегодняшнего дня. Но как только появится партнер, который будет выращивать качественную продукцию, мы прекратим свою сельскохозяйственную деятельность.
Сегодня многие фирмы, которые пытаются выпускать качественный продукт, вынуждены идти по этому пути. Из-за отсутствия качественного сырья очень часто срываются планы выпуска продукции. И это несмотря на то, что Украина — аграрная держава. Иногда качественное сырье нельзя достать ни за какие деньги. Чтобы как-то улучшить ситуацию, мы, как я уже говорил, либо сами выращиваем сырье, либо заранее заключаем договоры с сельхозпроизводителями, поставляя им семена.
— Почему торговая марка называется "Верес"?
— Верес — это цветок, известный еще с древнеславянских времен. Мы стремились в названии торговой марки отразить то, что делаем свою продукцию для людей, проживающих в Украине. Все наши продукты производим по домашним рецептам. И это действительно так, это не рекламная акция. Поэтому мы хотели, чтобы торговая марка подтверждала эту, заложенную изначально, идею.
— Экспортируете ли Вы свою продукцию?
— Да. В такие страны, как Германия, Россия, Израиль, Чехия. Сейчас мы начали активную работу в Москве. Ведутся переговоры с США. Но так как главным рынком мы считаем Украину, в первую очередь будем удовлетворять потребности нашей страны.
— Какой процент производимой продукции идет на экспорт?
— Сегодня экспортируется где-то 20% производимой продукции. Дело в том, что достаточно длительный период времени у нас были проблемы: мы не могли производить большее количество продукции, несмотря на то, что вся производимая продукция продавалась. Но сегодня эти проблемы почти решены. Мы купили еще один завод, который в скором будущем начнет выпускать продукцию.
— "Верес" производит достаточно разнообразную продукцию. Почему Вы пошли по пути диверсификации?
— Видите ли, мы выпускаем качественный продукт, поэтому он не может быть дешевым. Хотя стараемся, чтобы продукция была достаточно доступной. Для того, чтобы были большие объемы продаж, необходим большой рынок, мощный потребитель. В странах с большим потребительским рынком (Германия и др.) достаточно выпускать один вид обработки одного овоща — и это уже большие объемы для предприятия. У нас же еще очень слабый рынок. Вне всякого сомнения, он будет расти, но сейчас это, конечно, большие затраты и усилия, направленные на расширение ассортимента. Начав с одного продукта, сегодня мы выпускаем 55, и в планах еще очень много. Конечно, это очень сложно и затратно, но другого выхода нет, поэтому мы и дальше будем расширять ассортимент выпускаемой продукции. Потому что каждого продукта потребуется достаточный минимум.
— Как Вы оцениваете те рынки, на которых работаете?
— Каждый рынок — это своя специфика, свои нюансы и свои конкуренты. На рынке майонеза мы только начали работать. 22 мая появилась первая продукция. Это дорогой, но очень качественный майонез (уровень продукции компаний "Хелманс", "Чумак" и т.д.). Опять же, его будет продаваться не очень много. Но это наша политика. Мы не делаем дешевый некачественный продукт. Рынки майонеза и кетчупа очень конкурентные, жесткие. Я считаю, что рынок кетчупа — это самый развитый рынок в стране. На нем, практически, вытеснены иностранные марки. Есть рынки, на которых мы выступаем единственными операторами. Например, мы единственные в Украине выпускаем маринованные шампиньоны. Но здесь другая проблема — контрабанда. Это очень серьезная проблема для всей страны. И когда меня спрашивают, что нужно сделать для поддержки украинских производителей, я отвечаю: ликвидировать контрабанду, и все остальное будет нормально. Несмотря на то, что на всю консервацию таможенная пошлина равна 1 ЭКЮ за банку, мы сплошь и рядом видим импортную продукцию по 2-4 грн. за банку. Понятно, что это контрабанда. К сожалению, это массовое явление. Что касается овощной консервации, то в том качестве, в котором мы выпускаем свою продукцию, на сегодняшний день конкурентов практически нет. В сладкой продукции тоже конкурентов нет (в том качестве, в котором мы выпускаем). Я подчеркиваю: в качестве и цене. Да, рынок на сегодняшний день очень большой. Выпускается много повидла, но оно низкого качества. Поэтому подобных производителей мы не считаем своими конкурентами.
— Какова стратегия развития компании?
— Расширение ассортимента продукции и позиционирование себя на рынке как производителя качественного продукта по домашнему рецепту. Свою продукцию мы изначально делаем такой, чтобы ее ели в Украине. Мы пытаемся сделать то, что употребляли всегда. Я уверен, что в Украине произойдет рост всех экономических показателей, и покупательная способность населения увеличится. Соответственно объем рынка будет расширяться. Ведь по численности населения Украина такая же, как Франция, чуть меньше Германии и Великобритании, но объемы потребительского рынка в десятки раз меньше. И когда мы хоть как-то начнем доходить до этих уровней, тогда, я уверен, все будет нормально.
— Что больше всего сегодня мешает работать?
— Прежде всего, контрабанда. И, наверное, то, что деньги в нашей стране обесцениваются. Но это объективные процессы, и жаловаться на них все равно, как жаловаться на то, что идет дождь. И вообще могу говорить о том, что на микроуровне экономика стабилизируется. Это очень оптимистично. Поэтому в общем ничего не мешает. Впереди все замечательно.
— А налоги, давление со стороны и т.д.?
— Видите ли в чем дело, нет проблем с тем, что высокие налоги, есть проблемы с тем, чтобы эти налоги платили все. Должны быть одинаковые правила игры. Да, есть проблема с налогами, но я не считаю ее ключевой. В последнее время многое сделано. Например, отменены льготы для СП — это положительный момент.
— Как Вы считаете, можно ли вести свое дело, не имея "крыши"?
— "Крыши" бывают разные. Если вы говорите о криминалитете, то я считаю, что в Украине, в сравнении с другими странами, таких проблем на сегодняшний день не существует. Что касается "крыши" коррупционной, то мой ответ будет таким: можно, если вы ведете некоррупционный бизнес. Если вы ведете коррупционный бизнес, то без "крыши" вам не обойтись. Наш бизнес достаточно некоррупционный. Вы понимаете, моими потребителями являются 50 миллионов украинского населения. Я с трудом себе представляю, какой коррупционер может повлиять на их мнение. Если вам не понравится моя продукция, вы не станете ее покупать, несмотря ни на какие "крыши". И наоборот.
— Какой необходим стартовый капитал, чтобы начать свое дело?
— Для того, чтобы купить обувную лавку, нужна одна сумма денег, для того, чтобы купить нефтеперерабатывающий завод, — другая.
— А для того, чтобы купить завод продтоваров?
— Купить завод продтоваров сейчас можно за символические деньги, а вот для того, чтобы наладить производство... Понимаете в чем дело, даже налаживание производства само по себе в нашей неструктурированной стране — это еще далеко не все. Есть три кита: это производство, дистрибьюция и маркетинг. В странах более структурированных, где есть рыночная среда, в которой имеется инфраструктура, предоставляющая свои услуги, сделав качественно один из этих разделов, можно купить услуги других и успешно действовать. У нас не получается делать что-то одно. Нельзя наладить производство, не имея своей дистрибьюции, и при этом успешно развиваться. Нельзя не заниматься маркетингом. То есть без этих трех составляющих нельзя вести бизнес. Что касается денег, то для того, чтобы просто купить предприятие, нужны не очень большие деньги, но для того, чтобы его модернизировать и запустить... это уже другие суммы. Сколько мы потратили денег? На этот вопрос я не отвечу. А сколько всего надо денег? По определенным видам продукции нашим конкурентом является компания "Чумак", которая декларирует $45 млн. "Верес" потратил меньше.
— Как бы Вы охарактеризовали свой стиль управления?
— Уровень доверия у нас в компании достаточно высокий (что свойственно небольшой компании). Много раз говоря слово "мы", я имел в виду команду. Костяк компании составляют люди, которые работают здесь очень давно. Они друг друга знают довольно хорошо и доверяют друг другу. Поэтому стиль управления достаточно демократичный, с большой долей делегирования полномочий. Но я не исключаю, что проявляются и признаки бюрократизации (ведь компания растет).
— Сколько человек работает в компании?
— Больше 500, а после запуска еще одного производства количество работающих увеличится вдвое.
— Каким качествам человека Вы отдаете предпочтение при приеме на работу?
— Конечно, очень хочется получить готовых профессионалов. Но, опять же, в этой стране это сделать достаточно нелегко. Существуют, конечно, области, где уже есть профессионалы. Но достаточно часто специалистов просто нет. Особенно это касается производства. Поэтому главное качество — чтобы у человека глаза горели. Конечно, если он еще и профессионал, то это просто великолепно. Вы знаете, в торговле профессионалы уже есть, в маркетинге с этим сложнее, а в производстве… В Украине в каждом районе по два консервных завода. Но производят более-менее качественную продукцию, с самой большой натяжкой, десять. Я говорю о качественной продукции. Что касается приема на работу, первое требование — это, повторяю, человек должен "гореть". И во вторую очередь — профессионализм. Очень важно, чтобы человек испытывал чувство гордости за сделанную работу.
— При модернизации завода использовалось импортное оборудование?
— Нет. Импортное оборудование использовалось только там, где нельзя применить отечественное. Там, где это влияет на качество. Была полностью произведена реконструкция. Но везде, где возможно, мы поставили отечественное оборудование. Я не согласен с тем, что оно менее качественное. Мы намеренно не хотим использовать новые технологии, пытаясь делать продукт так, как его здесь делали всю жизнь (ну хотя бы последние 50 лет). Почему не было нормального продукта в магазинах? Все очень просто: если масло отработало свое время — его надо слить, если привезли гнилую продукцию — ее надо выбросить. Надо следить за технологией, вводить контроль, и все будет нормально. Поставить установку, которая из 1 килограмма живого веса курицы делает кило двести (1,2 кг) паштета, можно, но мы этого не хотим. К тому же некоторые продукты просто нельзя изготовить на высокопроизводительном оборудовании. Например, часто некоторые виды варенья можно сделать только в полутонном котле, потому что уже в тонном оно не получится. Это будет что угодно, но только не варенье в домашнем понимании. Вот сейчас на новом заводе установили целую батарею маленьких котлов. Конечно, нам хотелось бы поставить большие — ведь это повысит производительность, но увы… Другого выхода у нас нет. Хочу отметить, что в компании имеется специальное подразделение, делающее чертежи для нестандартного оборудования, производство которого мы потом размещаем на украинских предприятиях.
— Существует ли такое понятие, как отпуск? Где Вы его проводите?
— Да, существует. Провожу я его, как правило, в горах.