НБУ курс:

USD

41,51

+0,10

EUR

45,16

--0,05

Наличный курс:

USD

41,57

41,49

EUR

45,25

45,00

Бюджетные страсти разгорелись вновь

На прошлой неделе произошло два знаменательных события, напрямую касающихся государственного бюджета. Во-первых, министр финансов Игорь Митюков отчитался перед Верховной Радой Украины о выполнении госбюджета-1999, на основании чего депутаты признали работ
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

На прошлой неделе произошло два знаменательных события, напрямую касающихся государственного бюджета. Во-первых, министр финансов Игорь Митюков отчитался перед Верховной Радой Украины о выполнении госбюджета-1999, на основании чего депутаты признали работу Кабинета Министров неудовлетворительной. Во-вторых, все тот же министр финансов обнародовал предварительные параметры бюджета-2001, проект которого был направлен правительством неделю назад в Верховную Раду. Доходная и расходная часть нового государственного бюджета совпадают и составляют 41,39 млрд. грн.

Бюджет-1999

ВМЕСТЕ с министром фи­нансов Игорем Митюковым отчитывались перед Вер­ховной Радой о выполнении го­сударственного бюджета на 1999 год председатель Коми­тета по вопросам бюджета Александр Турчинов, а также председатель Счетной пала­ты Валентин Симоненко. Ос­новным выводом из изложенно­го стало то, что, во-первых, за­кон о госбюджете прошлого го­да не выполнен как по доходам, так и по расходам. Доходы госу­дарственного бюджета за 1999 год с учетом средств, полученных из местных бюджетов, вы­полнены в сумме 19,98 млрд. грн., расходы — в сумме 21,95 млрд. грн. с учетом средств, переданных местным бюджетам, а дефицит бюджета составил 1,96 млрд. грн., при этом он превысил предель­ный показатель более чем напо­ловину. Во-вторых, при прогно­зируемом возрастании реально­го валового внутреннего продук­та на 0,5% произошло его сни­жение на 0,4%. Что же касается сводного бюджета, то его дохо­ды выполнены лишь по 17 источникам из 43. Основной резуль­тат: всего годовые плановые по­ступления на 1999 год по свод­ному бюджету были недовыпол­нены на 1,37 млрд. грн., по госу­дарственному — на 3,79 млрд. грн. Итоги, нужно согласиться, неутешительные. Поэтому в хо­де обсуждения в адрес прави­тельства прозвучало много за­мечаний и даже обвинений.

Отмечалось, что не выпол­нены требования законодатель­ства относительно пропорцио­нального сокращения затрат и приоритетного финансирова­ния защищенных статей. На их финансирование должно было быть направлено 90% поступле­ний из соответствующих бюд­жетов. Фактически же за 1999 год на защищенные статьи было направлено лишь 56,8% поступ­лений. Значительное недофи­нансирование произошло по та­ким статьям как "медикаменты" (41,9%), погашение задолжен­ности по социальным выплатам за предыдущие годы (79,7%), погашение задолженности по денежным сбережениям (5%).

Невыполнение бюджета правительство пыталось оправ­дать внесенными изменениями в действующее законодательст­во после принятия закона о гос­бюджете-99, что привело к годо­вым недопоступлениям в бюд­жет в сумме около 2 млрд. грн., а также неудовлетворительным финансовым состоянием пред­принимательских структур и на­личием бартерных операций.

Но члены комитета Верхов­ной Рады по вопросам бюджета не захотели слушать никаких от­говорок и предложили признать работу Кабинета Министров по выполнению Закона "О госбюд­жете Украины на 1999 год" не­удовлетворительной и не ут­верждать отчет о выполнении госбюджета-99. Депутаты пред­лагают рекомендовать Гене­ральной прокуратуре до 1 де­кабря 2000 года изучить мате­риалы, представленные Счет­ной палатой, и в случае выявле­ния нарушений законодательст­ва при выполнении закона о гос-бюджете-99 решить вопрос о привлечении виновных к от­ветственности.

Бюджет-2000

Ну что ж, с бюджетом на 1999 год вроде как все понятно: виновные будут найдены и нака­заны. А вот относительно вы­полнения бюджета на текущий год ситуация пока находится в тумане. Согласно прогнозу все того же министра финансов Игоря Миткжова, доходы госу­дарственного бюджета Украины в 2000 году составят 95% от за­планированных в законе. В свя­зи с этим правительство по предложению Минфина в на­стоящее время готовит реше­ние о 5%-ном секвестровании бюджета, аргументируя его непоступлением запланирован­ных в законе о госбюджете на 2000 год внешних кредитов. По его словам, для выполнения плана в полном объеме прави­тельству необходимо принять дополнительные меры, направ­ленные в первую очередь на то, чтобы топливно-энергетичес­кий комплекс начал погашать свои обязательства перед бюд­жетом.

Общий уровень исполнения госбюджета за январь — август составил 60,4% годового плано­вого показателя и 103% к плану восьми месяцев, тогда как за аналогичный период прошлого года эти показатели составляли соответственно 50,1% и 84,5%. В принципе, это вселяет кое-ка­кую надежду, но в то же время Минфин констатировал ухудше­ние состояния наполнения госу­дарственного бюджета в по­следнее время. В прошлом ме­сяце, например, фактические доходы бюджета составили 84,8% плана.

В общем, постепенно ста­новится очевидным, что секвес­тра не избежать. Но тут же встает вопрос: а не повторится ли ситуация предыдущего года, при которой некоторые статьи были урезаны всего на несколь­ко процентов, а другие — боль­ше чем наполовину?

Бюджет-2001

Проект бюджета на 2001 год Кабинет Министров направил на рассмотрение Верховной Ра­ды еще 15 сентября, а вот ос­новные запланированные пока­затели удалось узнать лишь на прошлой неделе на пресс-кон­ференции, на которой выступил Игорь Митюков.

Так как о новшествах этого проекта наша газета уже писа­ла, остановимся на основных показателях, предложенных в проекте бюджета на 2001 год. Доходы и расходы государственного бюджета утверждены правительством в размере 41,39 млрд. грн., а аналогичные показатели консолидированно­го бюджета — 52,1 млрд. грн. Рост ВВП запланирован на 4% относительно 2000 года, а среднегодовой курс гривни в проекте установлен на уровне 6,3 грн./$1.

Расходы государственного бюджета Украины по обслужи­ванию госдолга в 2001 году предусмотрены в размере 6,35 млрд. грн., из которых 4 млрд. грн. будут направлены на обслуживание внешнего долга. К тому же правительст­во не отказывается от внешних заимствований в 2001 году, в первую очередь в рамках со­трудничества с Международным валютным фондом и Всемирным банком.

Что касается внутреннего долга, то основные выплаты по нему в размере около 1,7 млрд. грн. будут произведены в адрес Национального банка Украи­ны, что, по словам Игоря Митюкова, позволит НБУ получить ощутимую прибыль.

Что касается сроков при­нятия нового бюджета, то, по словам Президента Украи­ны Леонида Кучмы, при под­держке парламентского боль­шинства это произойдет до конца года.