НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Бюджетные выборы

Прошлый бюджетный год можно четко разделить на два периода — первая половина года и вторая. Первая половина прошла под знаком борьбы с его дефицитом в ручном режиме. Вторая — под знаком борьбы с социальными долгами накануне президентских выборов

Результат оказался плачевен — новое правительство осталось наедине с огромным бюджетным разрывом, как старуха у разбитого корыта

В начале года правительство честно пыталось привести свои расходы в соответствие со своими доходами, издав соответствующее постановление. Инициатором секвестрирования выступило Министерство финансов, заявив, что по итогам первого месяца 1999 года недоимка по платежам в бюджет возросла на 1,4 млрд. грн. и "уже сейчас очевидно, что доходы бюджета за год будут почти на 2 млрд. грн. меньше уровня, утвержденного в законе о бюджете-99. Учитывая, что запланированный дефицит бюджета составляет на 1999 год 1,24 млрд. грн., главное финансовое ведомство предложило сократить расходы, пока не поздно, на 620 млн. грн. Хотя сокращение финансирования, принятое постановлением Кабмина, касалось как бы только распорядителей бюджетных средств, но наиболее финансирование сократили тем, кого меньше всего жаль — судам, образованию, здравоохранению, Верховной Раде и т.д. Решение вызвало бурную депутатскую реакцию, правда, решение о приостановлении его действия парламентарии смогли принять лишь спустя три месяца — в июне, когда вопрос выполнения бюджета, как таковой, правительство уже мало волновал — оно готовилось к выборам.

Необходимо было изыскать средства для погашения катастрофических задолженностей по зарплатам и пенсиям. И они — задолженности — в самом деле были сокращены. В своем отчете об итогах работы за десять месяцев правительство с удовлетворением отмечало, что задолженность по социальным выплатам, финансируемым из бюджетов всех уровней и Пенсионного фонда, уменьшилась за 10 месяцев 1999 года на 1,49 млрд. грн. или на 34,7%, по зарплате работникам бюджетной сферы — на 391 млн. грн. или 45,7%.Обеспечено 100%-ное финансирование текущих выплат пенсий. По данным правительства, всего этого удалось достичь благодаря введению нетрадиционных сборов. Констатировалось перевыполнение сводного бюджета на 100,6% и небольшое отставание госбюджета от запланированных поступлений — на 5,8%.

Мало того, в ноябре появились лишние деньги — с чего бы еще правительство решило дополнительно выделить из бюджета средства на финансирование строительства школ и газопроводов в селах. Правда, львиная доля средств все же досталась Киеву. Полмиллиона ушло на ремонт канализаций в правительственном доме и капремонт административного здания по ул. Садовой. В общем, бюджет стал настолько беспроблемным, что были удовлетворены многие нужды правительственных хозслужб. Особенно повезло дому №72 в доме отдыха "Конча-Заспа", которому выделили ни много ни мало — 10,5 млн. грн. Получили дополнительное финансирование и хозяйственные службы, обеспечивающее функционирование зданий Верховной Рады.

Эти успехи в декабре затмила горькая правда о значительном перерасходовании бюджетных средств и увеличении его дефицита. По признанию главы финансового ведомства Игоря Митюкова, дефицит государственного бюджета за январь-октябрь составил 1,47 млрд. грн. при запланированных на год 1,24 млрд. грн. Оказалось, что Минфин должен Нацбанку 500 млн. грн. и отдавать в ближайшем будущем не собирается. После выборов все стало на свои места — сказочное выполнение бюджетных доходов закончилось. Остались последствия — неумолимо ползущий вверх доллар и накопление социальных долгов еще большими темпами.