- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Борьба противоположностей
Весь прошлый месяц украинский рынок нефти и нефтепродуктов раздирали противоречивые процессы. С одной стороны, операторы рынка максимально старались удержать цены на горючее на самом низком в Европе уровне, с другой — стоимость нефти на Западе и размер налогов на Востоке неизменно ее поднимали
По данным Министерства топлива и энергетики Украины, в марте транзит нефти через Украину увеличился на 12,3% по сравнению с предыдущим месяцем. В целом же в первом квартале по Приднестровским магистральным нефтепроводам и "Дружбе" было прокачано 8,2 млн. тонн нефти, или на 2,2% больше, чем в предыдущем году. Причем фактически весь объем транзитной нефти поставляли российские нефтедобывающие компании. Согласно данным источника в Минтопэнерго, если бы удалось запустить нефтепровод "Одесса — Броды", то в январе — марте объем транзита составил бы не менее 10,0 млн. тонн. Напомним, что правительство обещает начать транзит углеводородов по этому маршруту уже в мае нынешнего года. Заполнится ли злополучная труба нефтью через пару недель — вопрос довольно сложный. И даже самые ярые оптимисты использования нефтепровода в прямом режиме из числа энергетических чиновников вряд ли могут дать на него вразумительный ответ.
Опт и розница
Как и прогнозировала "Инвестгазета", стоимость оптовых партий большинства нефтепродуктов росла в цене на протяжении марта. Поступательный рост цен продолжался фактически до конца второй декады марта. Основных причин для роста цен было две. Прежде всего, несмотря на удорожание нефти на мировых рынках во второй половине прошлого года, стоимость горючего в Украине в это время снижалась. Вместе с тем периодически на рынке отмечалась дестабилизация из-за инициатив органов исполнительной власти, изменений "правил игры", направленных, в частности, на ограничение сферы вексельного оформления импортного НДС по нефти. Ярким примером служит нашумевшее введение регистрации контрактов на экспорт нефти и нефтепродуктов (постановление Кабинета Министров Украины от 16.09.03 №1457), что повлекло за собой затоваривание мощностей по хранению, значительные убытки предприятий, дисбаланс рынка, но не привело к ожидаемому снижению цен.
Опыт предыдущих лет свидетельствует, что все попытки регулировать рынок нефти и нефтепродуктов жесткими административными мерами без должного прогноза экономических последствий данных шагов приводили только к усилению (возникновению новых) диспропорций между производством и потреблением на этом рынке. Нынешней весной правительство нашло в себе силы и выдержку, чтобы удержаться от административного вмешательства в формирование цен на рынке.
Но одного невмешательства уже недостаточно. Инициатива правительств должна заключаться в формировании новых рыночно-ориентированных механизмов, которые могли бы эффективно влиять на баланс производства и потребления нефти и нефтепродуктов и оперативно сглаживать моменты сезонной напряженности на рынке.
Сегодня на повестке дня стоит вопрос финансирования Госкомрезерва, который регулировал бы рыночные цены путем закупки горючего в межсезонье и интервенции во время роста спроса, а значит, и цен. По мнению экспертов FKG Ukraine, также имеет право на жизнь ранее применявшаяся практика заключения соглашений между нефтеперерабатывающими компаниями и предприятиями АПК, которые предусматривают механизмы и ценовые параметры обеспечения горючим сезонных полевых работ. Пожалуй, единственным эффективным рычагом, играющим на снижение цен, может стать отмена двойного налогообложения (то бишь НДС) на поставляемую в Украину нефть. Только такие договоренности между правительствами двух стран могут значительно улучшить ценовую ситуацию на отечественном рынке топлива. А пока, при стабильно высоком уровне нефти марки Brent, росте цен на нефтепродукты в мире и в России в частности, факторы, которые могут воспрепятствовать росту цен, вряд ли найдутся. В большинстве отечественных нефтекомпаний сходятся во мнении, что в ближайшие 2 — 3 месяца рост стоимости нефтепродуктов в Украине составит 5 — 7%. В отличие от опта, розничные цены "держались" практически весь март и начали расти только в первой декаде апреля. Причем более всего подорожало дизтопливо — на 8 коп до 1,74 грн. и Аи-95 — на 6 коп. до 2,12 грн. за литр. По мнению опрошенных "Инвестгазетой" операторов рынка, в апреле на АЗС цена горючего будет расти, правда, незначительно — на 2 — 4 коп.
Комментарий
Феликс Лунев, директор департамента маркетинга и продаж ООО "ТД "ТНК-Украина":
— Самый главный фактор, определяющий ситуацию на украинском рынке нефтепродуктов, — это рост цен на сырье в России, который является следствием роста цен в мире. Сейчас стоимость сырья для украинских НПЗ держится на уровне $180 — 190 за тонну. В прошлом году, в это же время, она не превышала $120 — 125 за тонну. Динамика роста цен на нефтепродукты менее выражена. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года цены повысились на 10 — 12%, хотя нефть подорожала на 30 — 35%. Как видно, пропорции между ростом цен на сырье и нефтепродукты нарушены. Поэтому наш прогноз однозначен: мы видим дальнейшее повышение цен, пока не будет достигнут баланс между подорожанием сырья и нефтепродуктов. Спецсчета НДС в данный момент, по нашему мнению, главной причиной роста цен не являются. Есть другие, более значимые составляющие. Это рост операционных затрат, повышение транспортных тарифов, стабильное удорожание нефти в России вследствие увеличения экспортных мощностей, в частности, за счет расширения БТС, открытия речной навигации, новых путей экспорта — например, использования танкеров-накопителей и т.п., повышение экспортной пошлины на нефть в России и дальнейшие планы по усилению налогообложения отрасли.