Чем занимается IT-подразделение компании?

Николай Довженко, вице-президент компании "Инком" о том, оправдано ли вложение средств в информационные технологии

Чем занимается IT-подразделение компании, направлен ли этот ресурс на решение целевых задач бизнеса в первую очередь, оправданы ли инвестиции в IT? Эти вопросы часто задают себе руководители крупных компаний во время стратегического планирования, в процессе оценки эффективности работы.

Ответ сводится к следующему: в компании, сосредоточенной на бизнесе и получении прибыли, должна быть построена надежная информационная система, которую профессионально обслуживают. Как правило, реалии таковы: IT-специалисты в штате закрывают вопросы замены оборудования, настройки ПО и восстанавливают работу критичных для бизнеса систем в случае простоев. А нужно ли все это? Не пора ли задуматься о том, чтобы привлечь внешний ресурс для решения таких специализированных задач?

В современных условиях роль IT-директора приобрела иной смысл: он переводит бизнес-требования и стратегии компании в IT-стратегию, изучает и управляет технологиями, приносящими бизнесу реальную пользу. Другими словами, интерес к аут­сор­сингу обусловлен тем, что высокопрофессиональный IT-персонал компании не должен решать рутинные задачи. Он должен работать на повышение эффективности, заниматься анализом, внедрять инновационные решения в компании и управлять этими высокотехнологичными решениями.

В большинстве случаев — будь-то среднестатистический предприниматель сегмента СМБ или транснациональная корпорация — аутсорсинг IT-услуг оказывается экономически более выгодным. Не зря корпорации тратят миллиарды на подобные проекты. Среди последних примеров можно привести рекордную сумму в 1,8 млрд. евро, которую в течение ближайших пяти лет потратит на аутсорсинг IT-процессов голландский банк ABN Amro. Или масштабный проект Unilever, для которой аутсорсер — BT — реализует интегрированную сеть передачи голоса, данных, видео и мобильных услуг сразу для 173 тыс. сотрудников почти в 100 странах.

Последний пример показателен. Когда речь идет о крупной компании с разрозненной сетью и большим количеством офисов, представительств или точек продаж, перед IT-персоналом ставятся разнопрофильные задачи. В этом случае эффективность привлечения стороннего исполнителя гораздо выше (чем решение подобной задачи силами компании. — Ред.). Во-первых, руководству компании не приходится решать задачи подбора, содержания и удержания IT-персонала. Во-вторых, при снижении рисков вы получаете сокращение бюджета, поскольку оплачиваете только действительно затраченное на выполнение необходимых задач время.

IT-аутсорсинг по своей сути вещь "интимная", зачастую компании боятся пускать во внутреннюю кухню посторонних, которые через время, например, могут сотрудничать с конкурентами. Соответственно, выбирая партнера — поставщика услуг, нужно быть в нем полностью уверенным. Компании, проверенные временем, работающие с различными клиентами, знают эффективные сценарии и накопили опыт реализации различных проектов. Они являются специалистами, то есть знают не только все типичные ошибки в своей предметной области, но и то, как их избежать.

Делегируйте. Но будьте внимательны и требовательны в выборе исполнителя!