НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

ДОБРЫЕ ПРИВИДЕНИЯ КОММУНИЗМА

Европа сильно накренилась влево. Когда на минувшей неделе, в пятницу, в Италии новым премьер-министром был избран Миссимо Д"Алема, на левом борту европейского корабля прозвучал парадный марш. Премьером Италии стал политик, который начинал свою карьеру в

Станислав ШУМ

Европа сильно накренилась влево. Когда на минувшей неделе, в пятницу, в Италии новым премьер-министром был избран Миссимо Д"Алема, на левом борту европейского корабля прозвучал парадный марш. Премьером Италии стал политик, который начинал свою карьеру в Итальянской коммунистической партии. Д"Алема установил два статистических рекорда итальянской и мировой политики: первый за 50 лет представитель коммунистов, занявший такой высокий пост, и 56-е в Италии правительство за 43 года. Подтвердилась общеевропейская тенденция 90-х, когда к власти в государствах стали приходить политики левого крыла и снова стали актуальными слова Маркса о "призраке коммунизма". Только теперь его никто не боится.

Приход к власти представителей левых политических движений не пугает Европу, поскольку эта "левизна" не несет в себе атрибутов, присущих левым политикам в странах СНГ. Сейчас левых на европейском континенте представляют Блэр в Великобритании, Шредер в Германии. На минувшей неделе к ним присоединился итальянский премьер. А в Скандинавии власть уже давно принадлежит социалистам. Они не меняют экономики стран, не делают резких движений во внешней политике, но обращают большее внимание на социальные вопросы. Поэтому все видные руководители европейских стран, представляющих левые силы, не напоминают призрак коммунизма. Это добрые привидения, которые строят капитализм с человеческим лицом.

У левой волны есть свои предпосылки. Прежде всего они вызваны изменением настроений избирателей, проишедшим в последние 10 лет. Переживающая бурный экономический рост последнего десятилетия Европа осадила коней рыночных реформ и взялась ремонтировать повозку социальных вопросов. Нужно сказать, что левые всегда имели в Европе вес, даже во времена СССР. А европейская внутренняя политика, в отличие от американской, всегда отличалась острой социальной ориентацией, что проявлялось в высоких налогах, сильных профсоюзах и строгой системе социального обеспечения.

Европа прошла успешный путь послевоенной реконструкции в 50-х годах и сделала рывок в 80-х. Экономические проблемы были решены, в дальнейшем экономика была сосредоточена только на росте. Логично, что на волне экономического подъема возникла необходимость позаботиться о человеке.

Еще одной причиной "левизны" Европы стало изменение мировой политической обстановки. По окончании холодной войны избиратели больше не ценят в политиках такие качества, как жесткость, способность гнуть свою линию. Если раньше такие черты характера или имиджа считались безусловными для человека, выполнявшего роль "гаранта национальной безопасности", то сейчас сама функция "гаранта безопасности" не является актуальной в спокойных странах Западной Европы. Сегодня руководитель должен стать гарантом социальной защищенности избирателей, а поэтому он должен быть способным быстро реагировать на нужды народа. Другими словами, если раньше во имя национальной безопасности можно было пожертвовать интересами отдельных представителей народа, и налогоплательщики, скрипя зубами, соглашались на повышение налогов, то сегодня о национальной безопасности слушают с неохотой. Как писала уже "Инвестгазета", сегодня нужны не политические тяжеловесы, а менеджеры. Поэтому и новый итальянский премьер, на вопрос о перспективах отношений с Америкой, сказал, что "в этом нет проблем — проблемы надо искать ближе к дому".

Ориентация на внутренние проблемы стала не единственным коньком левых. Характерной чертой является вольная имиджевая стилистика, когда претендент на пост главы государства представляется избирателям современным, раскованным человеком. Таким представлялся по-мальчишески веселый Блэр, несколько раз женившийся Шредер, а также Квасьневский, имевший проблемы с учебой в университете. Новый итальянский премьер также обладает схожими чертами. Все отмечают его мобильность. Он без проблем расстался со своим коммунистическим прошлым, перешел ближе к центру. И свою партию он создал не так давно — в начале 90-х.

В связи с победным шествием левых по Европе возникают мнения о возможности прихода к власти в Украине радикально левых политиков. Такая возможность может реализоваться на президентских выборах, но это никак не будет похоже на ситуацию в Западной Европе. Поскольку, как замечено в комментариях европейских СМИ, левые должны приходить к власти только после того, как кто-то другой за них поставит на ноги экономику. И лишь при здоровой экономике можно увлекаться решением социальных вопросов. Иначе тогда призраком станет не коммунизм, а экономика.

o o o o