- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
"Дорогой мой телевизор"
Телевизионная реклама глазами обывателя. Телевидение обладает поистине магической силой влияния на человека. Специалисты рекламы хорошо знают об этом. Поэтому в рекламном бизнесе наиболее пристальное внимание уделяют именно телерекламе. Хватает ли этой рекламы на то, чтобы обеспечить каналам безбедное существование, сколько денег (по данным маркетинговых исследований) оборачивается в телевизионном секторе рекламного рынка и достаточно ли телеканалам поступлений от рекламы для успешного развития?
Все цифры и суммы, которые использованы в данной статье, неабсолютны, они считались компанией АСВ по прайсам телевизионных каналов и в них не отражены всевозможные скидки, которые предоставляют маркетинговые службы телестудий рекламным агентствам и своим постоянным клиентам. То есть все указанные цены за рекламу взяты по максимуму и отражают скорее существующие пропорции и тенденции. Компания АС В настояла на том, чтобы мы сделали ударение? все цифры обрабатывались и анализировались внутренними силами газеты
СПЕЦИАЛИСТЫ по рекламе имеют все основания утверждать, что благое намерение украинских законодателей не прерывать просмотр захватывающего телефильма не менее захватывающими историями о новых детских подгузниках является одним из тех камней, которыми вымощена дорога в ад рекламы. Мне же, как простому телезрителю, все равно. Пусть телеканалы теряют рекламное время и, следовательно, деньги, оттого что им законодательно запрещено "разбавлять" показ телефильма рекламными паузами. Меня даже радует, что в самом интересном месте фильма, когда красавец-герой наконец-то... (дайте волю своей фантазии), тетя Ася не начнет рассказывать мне об эффективности и экономии какого-то моющего средства. Я знаю, что в момент наибольшего напряжения сюжета фильма пару минут рекламы довольно терпимы и невероятно эффективны. Именно поэтому я снова радуюсь, что рекламистов не допустили до волнующего меня, как обычного телезрителя, мгновения и, в результате, до возможности влиять на мой окончательный выбор стирального порошка, когда я пью пиво или выбираю оператора мобильной связи.
Поэтому я с благодарностью думаю о наших законодателях, когда мое внимание приковано к какому-либо российскому каналу, где все ЭТО разрешено (реклама каждые двадцать минут). Правда, для меня, как простого украинского телезрителя, которому надоели рассказы о похождениях туалетного утенка, на запрете вставлять рекламные блоки в середину фильма все хорошее заканчивается. И мой вечерний просмотр телевизионной программы зачастую напоминает абсурдное действо, поскольку я занимаюсь постоянным переключением с канала на канал, пытаясь таким образом уйти от просмотра рекламных роликов. К сожалению, избежать этого полностью не удается.
Так ли хотелось убежать?
ВРЕМЯ, когда я устраиваюсь поудобнее около своего голубого экрана, — около семи вечера. Для специалистов это начало прайм-тайм — времени, когда перед телевизорами собирается максимальное количество зрителей. Они же — наиболее обширная целевая аудитория рекламных роликов товаров широкого потребления, они же — будущие покупатели этих товаров, пользователи различных услуг, те, кто принимает решение о том, что будут носить, есть, читать и куда ездить их родные, близкие и просто знакомые — речь идет о нас с вами.
Мой телевизионный вечер начинается с просмотра программы студии "1 + 1" (старенький "Электрон" всегда включается на его кнопке). Заканчивается очередной молодежный телесериал, и один из крупнейших рекламодателей Kraft Jacobs Suchard на протяжении тридцати секунд вводит в мое подсознание стереотип, что пить надо только кофе "Якобс". Ради интереса смотрю данные исследовательской компании AGB: тридцать секунд "общения" с потенциальными потребителями кофе стоили компании Kraft Jacobs Suchard $3 125. Становится интересно и появляются конкретные вопросы. Если за столь короткое время каналу потенциально "капает" $3 тыс., сколько же он может заработать за вечер (пусть это будет с 19.00 до 22.00)? Правда ли, что телеканалы могут существовать исключительно за счет поступлений от рекламы? И что, в конце концов, представляет собой рынок телевизионной рекламы Украины? Желание "прыгать" с канала на канал пропадает. Запасшись результатами исследований АОВ, я посвящаю вечер своему "Электрону".
Предпочтения десятки крупнейших рекламодателей Украины
Один и тот же рекламный ролик на разных каналах в разное время стоит по-разному. Это зависит от многих составляющих, таких как: рейтинг канала, рейтинг передачи, зрительская аудитория... На этих показателях строятся другие, которые также влияют на стоимость и количество рекламы. Поэтому для того, чтобы ответить на все поставленные вопросы, пришлось проделать срез по основным рекламодателям и каналам.
В скобках
ДЕНЕЖНЫЕ суммы, подсчитанные АОВ, не совсем соответствуют реальности. Исследовательское агентство считает стоимость рекламы на основе официально заявленных цен, а не на основе фактических. Не учтены всевозможные скидки, которые каналы предоставляют рекламодателям.
Кроме того, ситуация такова, что о происходящем на самом деле (я имею в виду расчеты за эфирное время) знает очень ограниченное число людей. Поэтому все цифры, которые публикуются в материале, можно смело делить, как минимум, на три. Как подтвердил мне в частном разговоре представитель одной из самых крупных украинских компаний-рекламодателей, настоящую цену никто не скажет: "Даже не рассчитывайте на это. Но следует задаться вопросом, правда ли, что всем рекламодателям каналы продают эфирное время по одной и той же стоимости?".
Дорогое удовольствие караоке и шампуней
ИТАК, вечером 22 ноября, когда я так уютно сидела около своего "Электрона", самой крупной компанией по капиталовложениям в телевизионную рекламу, согласно данным AGB, оказалась компания LG electronics. За три часа наблюдений я имела возможность 12 раз посмотреть рекламные ролики о различной бытовой технике и караоке. Причем выбор каналов вещания у маркетологов LG electronics оказался конкретный — исключительно "Интер" и "Студия 1+1". LG потенциально заплатила за эфир одного и того же ролика на этих двух программах разные суммы. Согласно прайсовым стоимостям, цены за рекламу отличаются порой незначительно, а порой очень существенно. Например, за пятнадцатисекундный ролик "LG electronics бытовая техника" "Интеру" могли перечислить $1125, а "1 + 1" — $1 400 (незначительная разница в $275). За рассказ же телезрителям о музыкальном центре LG karaoke, согласно данным AGB, "Студия 1+1 могла потребовать на $1035 больше, чем "Интер" (см. таблицу).
В целом же за рекламу LG electronics украинское телевидение за три часа вечернего эфира за неделю с 20 по 26 ноября потенциально получило $186 732, что составляет почти 7% от всех прайсовых рекламных поступлений на каналы УТ-1, "Эра ТРК", УТ-2, "Интер", "Студия 1+1", 1СТ\/, СТБ, "Новый канал" за это же время (опять-таки, данные AGB).
На втором месте по капиталовложениям в вечерний эфир за неделю с 20 по 26 ноября оказалась всемирно известная своими затратами на маркетинг и рекламу международная корпорация Procter&Gamble. Сначала этот результат привел меня в некоторое замешательство — почему компания не на первом месте, как это кажется, когда постоянно смотришь телевизор. Однако, ознакомившись с исследованиями AGB по десяти основным телевизионным рекламодателям в течение недели (20-26 ноября) по всему дню трансляции, вопрос отпал. Производитель памперсов, шампуней, зубных паст, стиральных порошков, гигиенических салфеток и моюще-чистящих средств оказался на "заслуженном" первом месте. Видимо, вечернее время, которое было выбрано для среза телевизионного рекламного рынка Украины, оказалось не самым эффективным для потребителей продукции Procter&Gamble: в домохозяек "стрелять" рекламой лучше в течение рабочего дня. Вечером же крутилась реклама по каналам "Ин-тер", "1+1" и ICTV. Интересным оказался разброс прайсовых цен за эфирное время тридцатисекундного ролика: от $3 320 по "Интеру" до $200 по ICTV — разница в $3 120.
Правда, "Интеру" "заработать" на рекламе Procter&Gamble в тот вечер особо не удалось, рекламодатель ограничился одним роликом шампуня. В то время, когда по ICTV их прошло целых пять, все вместе стоили, согласно официальной сетке, $833 и 33 цента. Зато бюджет вечерней рекламы Procter&Gamble в эфире студии "1+1", согласно данным AGB, составил $15 420. Общее же вложение империи под именем мистеров Проктера и Гэмбэла в наше телевидение в тот вечер максимально составило $19 553 и 33 цента (5,04% официально заявленного рекламного бюджета украинского телевидения 22 ноября 2000 года с 19.00 до 22.00).
Отечественная специфика
ОПЕРАТОР мобильной связи "Киевстар GSM" является компанией, которая, по данным AGB, имела самые большие среди отечественных брэндов телевизионные рекламные бюджеты за период с 20 по 26 ноября 2000 года. Маркетологи "Киевстара", планируя рекламную кампанию по 20%-ной скидке за услугу "СтарТайм", предпочли вечерний эфир каналов"Интер" и "1+1". Эти два канала по праву можно назвать настоящими рекламными монстрами нашего телевидения. Количество зрителей, которые собираются для просмотра передачи этих каналов, не сопоставимы ни с одним каналом. Поэтому нет ничего удивительного, что "Интер" и "1 + 1" перетягивают на себя основную массу рекламных бюджетов. УТ-1, ТРК "Эра", УТ-2, ICTV, СТБ и "Новый канал", согласно данным AGB, получают лишь малую долю тех сумм, которые оборачиваются на "Интере" и на "1 + 1". Простое сравнение: весь вечерний бюджет рекламы "Нового канала" 22 ноября составляет около $11 тыс., а "1+1" берет за один сорокасекундный ролик Procter&Gamble, по отмонтирован-ным данным, $3 720 (все цифры предоставлены нашей газете компанией АСВ). В среднем одной-двух минут вечерней рекламы "Студии 1+1" достаточно, чтобы покрыть все вечерние поступления "Нового канала".
Теперь о "Киевстар GSM". Распределение рекламных бюджетов на вечерний эфир по "Интеру" и "1+1" 22 ноября 2000 года и здесь утратило свою симметричность. Практически за одно и то же время (разница в две секунды) "Киевстар GSM" по максимуму мог перечислить "Интеру" $5,5 тыс., а "Студии 1+1" $7,272 тыс. Тем самым оператор мобильной связи мог вложить в украинскую рекламную индустрию порядка $12 тыс., за что получил прекрасную возможность четыре раза по 20 секунд и два раза по 19 секунд рассказывать телезрителям об услуге "Старлайн".
Толстосумы по-новому
РЕКЛАМА кофе "Якобс", с которой начиналось мое вечернее путешествие по просторам проданного телеэфира, принесла приятный сюрприз. Компания Kraft Jacobs Suchard , продюсер этого ролика, первая среди десятка рекламных толстосумов того вечера, уделила внимание моему любимому "Новому каналу", зрители которого в течение десяти секунд смотрели ролик о шоколадном вафельном батончике Siesta (искусственные джунгли, образ дикаря). За доступ к таким, как я, любителям "Нового" Kraft Jacobs Suchard заплатил, не удивляйтесь, всего $70. И это по максимально возможной прайсовой стоимости, без учета скидок. Тут поневоле вспоминаются мизерные рекламные бюджеты украинского Интернета и постоянные шпильки в его адрес со стороны матерых медиа-байеров (те, кто занимается куплей-продажей рекламы): мол, заработать на рекламе там невозможно. Но получается, что и в телевизионных рекламных бюджетах как-то совсем негусто, если ты не исключительная "Студия 1 + 1" или канал "Интер". Во всяком случае так было в ноябре 2000 года, согласно данным AGB. Kraft Jacobs Suchard не обошел своим вниманием и еще один молодой телеканал. Речь о СТБ. За эфир трех роликов общей продолжительностью 35 секунд "кофейники" должны были заплатить СТБ $525. Как видим, значительно больше, чем "Новому", но у СТБ и территориальное покрытие выше. Правда, до "1+1" не дотянули, даже если сложить вместе все эфиры "Нового" и СТБ. Kraft Jacobs Suchard в тот вечер мог оставить "Студии 1 + 1" $9,850 тыс. и 50 центов, тем самым потратив на всю телерекламу по официальным прайсам около $10,5 тыс.
В сетке телевизионной рекламы Kraft Jacobs Suchard есть еще одна интересная особенность: всемирно известный "кофейник" вообще отказался в тот вечер от канала "Интер". Так что Kraft Jacobs Suchard можно назвать дважды первым в десятке крупнейших украинских медиа-байеров. Первый раз — за выход на новую для "монстров" территорию ("Новый" и СТБ), второй — за отказ от традиционного распределения бюджетов между "Интер" и "1+1". Объяснить такую избирательность можно несколькими причинами. Одна из них — нецелесообразность. Например, зрительская аудитория "Интера" в тот вечер могла не соответствовать целевой аудитории "Якобса", то есть среди зрителей не было тех, кто покупает и потребляет кофе и шоколадные батончики). Другая возможная причина — финансовая. Например, сам продюсер рекламы или агентство, которое занимается размещением роликов "Якобса" на телевидении, не пришли с отделом маркетинга канала "Интер" к общему денежному знаменателю.
Пятый элемент
ПЯТОЙ по "денежной силе" на рынке рекламы Украины вечером 22 ноября оказалась компания Mars LLC. Всемирно известный производитель популярных в перестроечный период батончиков "Сникерс" и "Марс" предложил в тот вечер украинским потребителям два вида своей продукции. На канале "Интер" был показан ролик для хозяев кошек, убеждающий кормить своих любимцев кормом "Вискас", а по "1+1" мне рассказали о райском наслаждении "Баунти" и о фруктовых леденцах "Тюнс". На все это Mars LLC максимально "потратил" из своего рекламного бюджета $6,24 тыс.
В целом же, анализируя сетку рекламы десятка крупнейших рекламодателей за неделю, можно увидеть, что вечером 22 ноября все продюсеры, кроме Danone, предпочли рекламу на канале "1 + 1". А вот Национальный канал УТ-1 практически все время оставался без внимания "толстосумов". "НД Украина" оказалась единственным среди десятки крупнейших (да и не только среди них), кто разместил свою рекламу на УТ-1 (о рейтинге популярности "Золотая фортуна" заявленная цена $1,089 тыс. за 45-секундный ролик).
Десять самых больших рекламодателей украинского телевидения обеспечили по прайсовой стоимости 32,01% всех сумм, которые, поданным AGB, поступили на счет телеканалов Киева за эфир рекламы за неделю 20-26 ноября 2000 года с 19.00 до 21.59. Вся же заявленная сумма за рекламу в течение трех часов вечернего эфира за 7 дней составляет $2 742 125 (два миллиона семьсот сорок две тысячи сто двадцать пять долларов).
Выводы
ИТАК, удалось выделить неоспоримого лидера за один вечер просмотра. Сюрпризов ни для кого не было. Говоря сухим языком специалистов, вечером 22 ноября 2000 года "Студия 1+1" стала самым крупным носителем рекламы на рынке электронных средств массовой информации Украины. Канал "перетянул" на себя практически половину всех бюджетов, выделенных на оплату эфира рекламных роликов. В цифрах: по данным AGB за рекламу во время трехчасового эфира "Студии 1 + 1" могло быть перечислено 53% ($206 614,16) от суммы всех возможных поступлений за то же время на телевидении ($390 109,62). По прайсам, самые дорогие ролики, которые транслировались на "1+1", — это реклама партий "Демократический Союз", "Реформы и порядок" и компании Procter&Gamble.
Procter&Gamble являлась самым активным рекламодателем по всем каналам, общая продолжительность ее роликов в тот вечер составила 1 992 секунды. Можно сказать, что по сетке размещения рекламы с 20 по 26 ноября 2000 года, которую я запросила у компании AGB, этот всемирно известный производитель памперсов также оказался самым активным рекламодателем в эфире национальных и мультинациональных каналов.
В целом же деньги, которые оборачиваются на официальном рынке телевизионной рекламы, принадлежат иностранным инвесторам. Кроме упомянутого "дядюшки Проктера", наши телеканалы "кормят" следующие компании: LG electronics, Kraft Jacobs Suchard, Mars LLC, Danone, Nestle и Wrigley (см. таблицу крупнейших рекламодателей по инвестициям). Среди отечественных брэндов выделяются компании UMC, "Киевстар GSM" и львовский "Свиточ" (также компании с иностранными инвестициями).
На рынке рекламы Украины тон и стиль работы задают иностранные компании. К этому выводу приходишь, оценивая не только бюджеты, которые направляются на оплату эфирного времени: недавно проведенный рейтинг рекламных агентств, которые существуют в Украине, подтверждают этот вывод. Правда, работают иностранцы, однозначно учитывая наши национальные особенности (маркетологи — первые люди, если речь идет о нюансах — всевозможные исследования, страсть к применению новейших методов практической психологии и тому подобное — продавать ведь как-то надо). В данном же случае эта особая чувствительность рекламистов к среде, где они работают, проявляется в том, что никто вслух не говорит, как же на самом деле происходит процесс расчетов за рекламу и сколько она стоит на деле. Когда же дело доходит до просьбы о комментариях в СМИ, начинаются страшные рассказы о том, как телевизионные медиа-байеры, пользуясь своим практически монопольным положением, позволяют по нескольку раз менять расценки за рекламу перед самым эфиром, когда агентству уже некуда деваться. Во время таких "комментариев" обязательно оговаривается, что "источник информации желает остаться неизвестным". Поэтому имеет смысл вести речь о теневом рынке рекламы, который не настолько велик и страшен, как, например, рынок оружия или наркотиков, но все же имеет место.
В итоге ответ на вопрос — "может ли телеканал существовать за счет поступлений от рекламы" — следующий: "скорее всего, да". Особенно, если бы получали за рекламу столько, сколько это заявлено в их прайсовых стоимостях.