НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Флагман украинского автопрома продан

Судьба "АвтоЗАЗа" практически решена. На прошлой неделе ФГИУ утвердил результаты конкурса по продаже 81,6% акций этого предприятия. Владельцем признан единственный претендент на этот пакет — компания "УкрАвто", предложившая за акции 54,2 млн. грн. Учитыва

Судьба "АвтоЗАЗа" практически решена. На прошлой неделе ФГИУ утвердил результаты конкурса по продаже 81,6% акций этого предприятия. Владельцем признан единственный претендент на этот пакет — компания "УкрАвто", предложившая за акции 54,2 млн. грн. Учитывая неопределенность дальнейшей судьбы СП "АвтоЗАЗ-Дэу", 50% которой принадлежит "АвтоЗАЗу", можно говорить, что "УкрАвто" сегодня становится единоличным управленцем всех активов автомобильного гиганта Украины

История продажи единственного в стране предприятия, имеющего полный цикл по производству легковых автомобилей, началась еще в 1996 г. В 1997 г., после долгих споров и раздумий, власти решили создать на его базе СП с корейским автогигантом "Дэу". Корейцы на первых порах обещали вложить больше $ 1 млрд. в развитие украинского предприятия. До сих пор цифра реально поступивших инвестиций не известна — называемые суммы от $50 млн. до $150 млн. далеки от первоначально заявленных. После нашумевшего банкротства корейской компании СП фактически осталось без руководства и каких-либо определенных перспектив.

В октябре 1999 г. корпорация "УкрАвто" была назначена правительством управляющей госпакетом акций ОАО "АвтоЗАЗ". Фонд госимущества тем временем делал безуспешные попытки продолжить приватизацию госакций завода. В 2000 г. дважды объявлялся конкурс по продаже 31,58% акций "АвтоЗАЗа". Поскольку такой пакет не вызывал у инвесторов интереса, в декабре прошлого года был объявлен очередной конкурс по продаже 81, 59% акций.

Стартовая цена пакета составила 54 млн. грн. (1,73 грн. за акцию). Единственную заявку на участие в конкурсе подала только корпорация "УкрАвто", и по процедуре проведения такого рода конкурсов была дополнительно сделана экспертная оценка пакета. Однако после подведения итогов конкурса начались судебные тяжбы. Инициатором выступила компания ООО "Автопроминвест Ко". Главным аргументом истца — малоизвестной запорожской компании — было желание поучаствовать в покупке "АвтоЗАЗа". Для этого и добивалась она через суды приостановления результатов конкурса. Вместе с тем, многие эксперты считали, что компания не соответствует требованиям, которые были выдвинуты на конкурсе к покупателю завода. А президент корпорации "УкрАвто" Тариэл Васадзе в одном из интервью так охарактеризовал своего конкурента: "Как может фирма, занимающая площадь всего несколько десятков метров, быть инвестором такого завода, как "АвтоЗАЗ"? Какое будущее она может принести флагману украинской автопромышленности?"

3 января 2002 г. Киевский хозяйственный суд приостановил конкурс по иску запорожского ООО "Автопроминвест Ко". Ответчиком по делу стал Кабинет Министров Украины, а ФГИУ был привлечен в качестве третьего лица без самостоятельных требований. Постановлением от 18 января суд снял запрет на проведение конкурса по продаже пакета "АвтоЗАЗ". По информации пресс-службы ФГИУ, Хозяйственный суд г. Киева не удовлетворил требование ООО "Автопроминвест Ко" признать недействительными условия конкурса по продаже пакета ОАО "АвтоЗАЗ". А 25 апреля суд своим решением отказал этой компании в удовлетворении исковых требований к Кабинету Министров о признании недействительным распоряжения правительства, которым были утверждены условия конкурса. Таким образом, в результате проведения конкурса только на прошлой неделе ФГИУ признал победителем компанию "УкрАвто". Пакет был приобретен за 54,2 млн. грн. Похоже, что руководство ФГИУ заранее было уверено в своей правоте по поводу проведения и результатов конкурса. Так, первый заместитель председателя ФГИУ Михаил Чечетов ранее заявлял, что ФГИУ окончательно определился в своей позиции по "АвтоЗАЗу": "Победителем конкурса, скорее всего, будет объявлена корпорация "Укр-Авто" — сказал он.

Согласно условиям конкурса покупатель должен обеспечить производство автомобилей в количестве не менее 100 тыс. шт. в год. В прошлом году предприятие произвело 14,81 тыс. автомобилей

Корпорация является крупнейшим дилером "АвтоЗАЗа", а также крупным импортером российских автомобилей компании "АвтоВАЗ". Она создана на базе государственной корпорации "Укравтопром" и имеет в Украине разветвленную сеть. Кроме того, корпорация недавно презентовала крупноузловое производство автомобилей "Мерседес" новейшего класса Е и ML, открытое в одном из цехов "АвтоЗАЗа". Данный проект не является массовым: до конца года планируется выпустить только 300 автомобилей. Уже в ближайшее время на "ЗАЗе" стартует еще один "немецкий" проект — сварка, покраска и сборка автомобилей Opel Astra. Этих машин уже в первый год планируется выпустить около 3,5 тыс. Что касается основной продукции запорожских автомобилестроителей — автомобилей семейства Daewoo, "Таврия" и "Славута", то их запланировано выпустить на 70% больше, чем в прошлом году— 25,4 тыс. Реально до конца этого года на "АвтоЗАЗе" рассчитывают выйти на производство 30-35 тыс. авто, что создает неплохие предпосылки для того, чтобы уже в этом году СП сумело выбраться из убытков и начать прибыльную работу.