Фондовик с секретом

Александр Гинзбург считается одним из самых влиятельных и непубличных людей на фондовом рынке. И хотя, по словам фондовика, живет он достаточно скромно — "дом — работа, работа — дом", в его биографии нашлось достаточно интересных моментов...

Александр Гинзбург считается одним из самых влиятельных и непубличных людей на фондовом рынке. И хотя, по словам фондовика, живет он достаточно скромно — "дом — работа, работа — дом", в его биографии нашлось достаточно интересных моментов...

По жизни Александр Гинзбург старался быть непохожим на других и везде искал "свою" нишу. Например, он никогда не занимался нефтью и аграрным бизнесом, что было мегапопулярным среди предпринимателей 90-х годов. Тогда он сделал ставку на новый вид бизнеса — камнеобработку. И потратил на это семь лет жизни. По словам Гинзбурга, их совместная с партнером компания поставляла камень на строительство храма Христа Спасителя в Москве.

"Инвестгазете" удалось найти и пообщаться с партнером Гинзбурга по этому бизнесу. Им оказался нынешний мэр Ирпеня Олег Бондарь. По его словам, в то время, а это был 1994 год, Александр Гинзбург был коммерческим директором предприятия "Интро-плюс". Однако вопросы о бывшем партнере по бизнесу энтузиазма у Олега Бондаря не вызвали.

Во время беседы чувствовалось стремление Гинзбурга во всем выразить свою индивидуальность. Часы редкой марки Audemars Piguet Millenary Maserati. Одна из самых престижных часовых компаний Audemars Piguet запустила серию авточасов Maserati на базе своего знаменитого овального корпуса Millenary. Индивидуальность проявилась и в выборе места жительства: квартира в центре Киева на улице Городецкого. Эта часть центра являлась одной из самых престижных еще тогда, когда сегодняшние Липки были лишь "дачным" районом старого Киева.

Но при всей своей склонности к самовыражению через индивидуализм Александр Гинзбург отрицает свою влиятельность на фондовом рынке, а деятельность, которой он занимается, определяет довольно просто — инфраструктурная.

Увеличивает влияние

О нем заговорили на рынке ценных бумаг тогда, когда иностранная компания Оаkcroft Investments, которую связывают с Александром Гинзбургом, быстрыми темпами увеличила долю в Украинской межбанковской валютной бирже до 53%. Интересно, что Гинзбург этот факт прямо не отрицает, но и не подтверждает. "Есть факт концентрации, но никто на рынке не задавался вопросом, зачем мне это и что точно я могу сконцентрировать. Я действительно занимался процессом поглощения контрольного пакета УМВБ, но никто не задумывался над тем, что биржа из себя представляла", — объясняет он.

Фактически биржа не работала, поэтому необходимо было полностью выстраивать инфраструктуру, заниматься внедрением современных технологий. По словам фондовика, была проведена большая работа по поиску поставщиков/разработчиков современной биржевой системы, результатом которой стало подписание меморандума с Nasdaq OMX.

Интерес к его персоне подогрело создание Всеукраинского депозитария ценных бумаг (ВДЦБ), об Александре Гинзбурге заговорили как об одном из идеологов появления нового депозитария на фондовом рынке Украины. Как говорит он сам, создание нового депозитария было связано с тем, что технологически "Межрегиональный фондовый союз" (МФС) дальше развиваться не мог: "Необходимо было думать над созданием замены, новой модели работы депозитария на рынке. А идея создания Национального депозитария Украины с самого начала была бесперспективна, поскольку государство не может быть эффективным собственником".

При этом Александр Гинзбург уверяет, что модель создания ВДЦБ по сути своей рыночная. В ближайшее время будет проведена дополнительная эмиссия с целью введения в качестве акционеров торговцев, которые создавали этот рынок. Работа депозитария является коммерческой деятельностью, а Национальный банк Украины априори не может участвовать в проектах такого рода.

Несмотря на критику в адрес создателей ВДЦБ, Гинзбург отмечает, что они (акционеры. — Ред.) не ждут быстрых доходов от работы депозитария: "Сначала необходимо выработать модель, согласно которой он будет обслуживать себя самостоятельно, и уже в дальнейшем получать прибыль. Но если сравнить прибыль, получаемую банками и депозитарием, то это несравнимые величины". У банков прибыль заметно больше.

Продал "Кредит-Рейтинг"

Александр Гинзбург в 2008 году продал рейтинговое агентство "Кредит-Рейтинг", хотя и остается членом наблюдательного совета. Сейчас он выполняет в агентстве лишь стратегическую функцию: "С момента создания агентства я никогда не занимался его операционной деятельностью. Моей задачей было создание структуры, модели, на которую никто не смог бы повлиять". Но были случаи, когда участники рынка пытались "коррумпировать" кого-то из аналитиков, предлагая подарки... "Но они не учитывали того, что решения принимались не аналитиками, а советом, в который входили двенадцать человек", — говорит фондовик.

Однако Александр Гинзбург отказался называть нового собственника рейтингового агентства, ссылаясь на конфиденциальность.