НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Глава представительства Shell Central Europe Services Company Limited в Киеве Лесли Ластовецкий: "Мы ждем, пока Украина предложит нам инвестировать в свою газотранспортную систему"

Крупнейшая в мире международная нефтегазовая корпорация Shell чаще всего упоминалась в украинских СМИ в связи с ее интересами в области инвестирования в международную часть газотранспортной системы Украины. О том, каковы же реальные планы корпорации в это

Крупнейшая в мире международная нефтегазовая корпорация Shell чаще всего упоминалась в украинских СМИ в связи с ее интересами в области инвестирования в международную часть газотранспортной системы Украины. О том, каковы же реальные планы корпорации в этой области, мы беседуем с Лесли Ластовецким, главой представительства Shell Central Europe Services Company Limited в Киеве

— Собираетесь ли Вы инвестировать в газотранспортную систему Украины?
— Компания "Шелл" предоставила на рассмотрение правительству Украины Концептуальное предложение о совместном развитии и инвестировании в украинскую систему международного транзита газа. В настоящее время этот вопрос обсуждается с правительством Украины и НАК "Нефтегаз Украины".

— А как же предложение купить газотранспортную систему за $1,5 млрд., о котором в СМИ так много говорили в 1997 году?
— Такого предложения никогда не было. В 1997 году при обсуждении вопроса о сотрудничестве компании "Шелл" с украинской стороной называлась цифра $1,5 млрд., однако эта сумма не означала ни предложение цены за часть системы, ни оценку стоимости системы, а только возможные инвестиции компании (или консорциума) в систему международного транзита газа.

— Каковы перспективы Украины как транзитного государства?
— История поставок российского газа в Европу безупречна. Россия ни разу не подвела потребителей газа в ЕС. Нет причины, которая бы не позволила этой истории иметь свое продолжение. У России действительно есть необходимые запасы газа, а также опыт добычи и транспортировки его в европейские государства. Но необходимо признать некоторые реалии.
Во-первых, существующая система газопроводов, по которой поставляется российский и среднеазиатский газ, создавалась во времена Советского Союза, когда Украина была его частью, и эту систему можно было эксплуатировать на интегрированной основе. С обретением независимости Украина получила контроль над своей частью сети, на которую пришлось более 90% российских поставок газа в Европу. За годы независимости система использовалась на бартерной основе — Украина получала газ от "Газпрома" в обмен на предоставление этой компании права на транзит принадлежащего ей газа. В целом это срабатывало: поток газа был всегда достаточным, но возникали значительные трудности из-за несанкционированного отбора Украиной газа из системы в течение нескольких лет. Это дорого обходилось "Газпрому" и создавало некоторые трудности во взаимоотношениях между Украиной и Россией. Мало того, бартерные сделки не позволяли зарабатывать средства на содержание самой системы. Все это привело к поиску "Газпромом" путей снижения зависимости от украинской системы международного транзита газа.
Во вторых, Европе рано или поздно понадобятся дополнительные поставки газа. Его необходимо будет доставлять на значительные расстояния. Добыча газа потребует дополнительных инвестиций, а транспортировка — новой инфраструктуры для дополнительных поставок. Финансирование будет возможным только тогда, когда Европе буде обеспечена надежность поставок. Это означает строительство эффективных современных газопроводов с современной конкурентоспособной технологией, которые можно использовать с меньшими затратами.
Если Украина не сможет этого обеспечить, тогда логика коммерции будет диктовать использование альтернативных источников поставок газа.

— Это означает, что будут построены обходные газопроводы?
— Это может означать, что Европа будет использовать вместо российского другой газ или Россия построит альтернативные газопроводы в обход Украины.
Едва ли в Украине будут построены новые газопроводы для транспортировки дополнительного газа, который потребуется Европе в будущем. В целях обеспечения безопасности поставок Европа захочет увеличить количество газопроводов — это, по мнению Сообщества, уменьшит риск транзита. Россия также пожелает диверсифицировать маршруты поставок газа в европейские государства. Европа создаст новые маршруты поставок в обход Украины.

— И какой выход у Украины из создавшегося положения?
— Что Украине нужно сделать, и сделать безотлагательно, так это обеспечить поступление инвестиций для существующих газопроводов. Если таких инвестиций не будет — существующие мощности могут начать разрушаться, и надежность транспортировки будет под вопросом. Это лишь ускорит строительство Россией альтернативных газопроводов, которое с готовностью профинансирует Европа. Мы живем в конкурентном мире. Если вы ничего не сделаете для защиты своей позиции, то кто-то другой этим воспользуется.

— Но Кабинет Министров признает, что проблема износа трубопроводов существует…
— Если Украина признает, что проблема существует, остается вопрос, хочет ли она справиться с ней собственными силами или же намерена найти стратегического инвестора либо инвесторов для помощи в разрешении этой проблемы. Но это решение должна принять сама Украина, поскольку оно будет иметь политические и экономические последствия. Вместе с тем, его необходимо принять и как можно быстрее.

— Какие шаги должна предпринять Украина для привлечения инвестиций?
— Во-первых, согласиться разделить систему на более управляемые экспортную и внутреннюю. Одновременно с приватизацией или предоставлением в концессию системы международной транспортировки газа следует начать реформу внутренней газовой отрасли, включая регулирование как тарифов на транспортировку, так и ценообразования на газ, чтобы возникла настоящая конкуренция.
Во-вторых, принять решение — либо приватизировать систему, либо ввести концессию, либо сочетать то и другое.

— Что Вы подразумеваете под словами "сочетать то и другое"?
— Например, активы НАК "Нефтегаз Украины" в области разведки и добычи могут быть приватизированы, а система международной транспортировки газа — передана в управление консорциума на основе концессии, тогда как другие активы останутся собственностью Украины.

— Как будет работать вариант, предусматривающий концессию?
— Например, участники консорциума заплатят украинскому государству определенную одноразовую сумму в обмен на право эксплуатировать систему. После этого участники консорциума ежемесячно или ежегодно будут платить арендную плату в пользу государства. Консорциум будет отвечать за привлечение необходимых капиталовложений для более эффективной, надежной и прибыльной работы системы, а также за инвестиции в течение периода действия концессии, например, 30 лет.

— Но 30 лет — слишком продолжительный период времени.
— Это нормальный период времени для концессии такого рода в столь капиталоемкой отрасли. Если бы концессия предоставлялась на 5 лет, тогда было бы непривлекательно делать крупномасштабные инвестиции, такие как, например, финансирование установки компрессоров, которые стоят $50 млн. за единицу. Едва ли возможная надлежащая окупаемость таких капиталовложений за такой короткий период, как 5 лет.

— Вернемся к обязательствам консорциума.
— Консорциум будет получать доход от тарифов на транспортировку и будет отвечать за оплату затрат на эксплуатацию системы. Любая прибыль, заработанная консорциумом, будет облагаться налогами в Украине. Таким образом, государство останется собственником активов и системы и получит одноразовый платеж от консорциума, согласованный путем переговоров, ежемесячные арендные платежи на протяжении периода действия концессии, а также налоги на прибыль консорциума. На протяжении всего концессионного периода все активы будут оставаться в собственности государства.
Вариант аренды может быть более привлекательным для Украины с политической точки зрения. Кроме того, организовать его можно намного быстрее, чем приватизацию, и потому привлечь инвестиции в систему транспортировки газа значительно быстрее.

— Выполнение еще каких условий необходимо, чтобы привлечь иностранных инвесторов?
— Очень важно обеспечить прозрачность всех операций. "Газпром" должен платить в твердой валюте за транзит своего газа, а Украина, в свою очередь, должна платить твердой валютой за газ, который будет ей поставляться.

— Как Вы видите роль "Газпрома" в возможной эксплуатации газопроводов?
— Украине обязательно необходимо согласовать использование системы с Россией. Оба государства должны совместно пригласить потенциальных западных инвесторов.

— Какова реальная роль российского газа на европейском рынке сегодня?
— Россия — наибольший внешний поставщик газа для ЕС, который обеспечивает около 42% газового импорта Евросоюза, или приблизительно 17% всего потребления газа в ЕС, то есть 4% всего энергоснабжения Европы.
Россия — наибольший производитель газа в мире с объемом добычи около 600 млрд. кубометров (в 1998 году). Вместе с тем, постепенное истощение больших сибирских месторождений газа создает необходимость значительных капиталовложений в разработку новых, многие из которых будут менее доступны (например, месторождения на полуострове Ямал).

— Намерены ли Вы участвовать в проекте эксплуатации нефтепровода Одесса — Броды?
— Мы не можем инвестировать во все проекты, которые предлагает Украина. В настоящее время приоритетом для нас является потенциальная возможность вложения инвестиций в систему международного транзита газа.

— Почему Вы не разрабатываете участок Черноморского шельфа, права на который получили в 1996 году?
— В то время процесс внесения на рассмотрение закона "О соглашениях о разделе продукции" шел достаточно медленно, и поэтому компания решила, что с коммерческой точки зрения работа специалистов компании в области разведки и добычи была бы эффективнее в той стране, где инвестиционный климат более приемлем.

— "Шелл" владеет серьез-ной долей на розничном рынке нефтепродуктов фактически всех государств Восточной и Центральной Европы. Почему Вы не открываете свои АЗС в Украине?
— Население Украины составляет порядка 49 млн. Украина является неотъемлемой частью Европы. "Шелл" не может игнорировать такой огромный, потенциально достаточно прибыльный рынок. Однако в Украине конкуренция на рынке розничных продаж через заправочные станции достаточно сильна. Проведя оценку этого сегмента рынка, мы считаем, что могут возникнуть значительные трудности возврата вложенных инвестиций. Однако мы продолжаем изучать развитие украинского рынка.

Лесли Ластовецкий
Родился в 1953 году в Великобритании.
Родители — выходцы из Украины.
Работает в Shell с 1979 года.
До того как в 1992 году возглавил представительство Shell в Украине, работал в департаменте корпоративных финансов компании Shell-международные перевозки.
С 1992 года — глава представительства Shell Central Europe Services Company Limited в Киеве.