- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Internet "на шару"
Появление на рынке Европы компаний, предоставляющих доступ в Internet бесплатно, значительно расширило круг европейских пользователей. Такой подход нравится всем, люди подключаются, а провайдеры мечутся в поисках "свежих" способов заработать
С ТЕХ ПОР, как в Европе появились бесплатные провайдеры Internet, использование сети увеличивается на глазах. Привлекательность этого сегмента рынка стремительно растет. Теперь для того, чтобы выжить, новым провайдерам нужно пересмотреть свои источники прибыли. Перед тем, как новое поколение провайдеров появилось на сцене, каждый, кто хотел подключиться в сеть, обнаруживал, что придется прилично потратиться. Ведь нужно приобрести компьютер и модем, ежемесячно платить провайдеру, оплачивать телефонную линию и т.д. Однако теперь всем консультантам придется заново прогнозировать перспективы европейского рынка и на этот раз учесть новую моду подключаться через бесплатных провайдеров, которые появляются на рынке как грибы под дождем.
В Соединенных Штатах по этому поводу есть некоторая неопределенность. Американские телефонные и Internet-компании, похоже, не склонны поддаться европейскому тренду. Они придерживаются выработанных правил, которые в свою очередь обеспечивают им лидирующие позиции на рынке.
Для примера возьмем британского провайдера, компанию Freeserve, которая разрушила фундамент индустрии в Англии. Идея появилась еще в сентябре 1998 года. Несмотря на то, что в Германии о бесплатном сервисе говорили еще три года до этого, именно Великобритания была наиболее подходящей страной для бесплатного провайдера. Консалтинговая компания Datamonitor уже тогда обращала внимание на преграду, препятствующую распространению использования Internet в стране — средняя плата за услуги доступа и телефон была самой высокой в Европе.
Несмотря на то, что были нарушены финансовые принципы провайдеров, компания Freeserve имела большой успех. Сейчас у фирмы есть полтора миллиона клиентов, а акции Freeserve ставят новые рекорды на бирже. Остальным британским провайдерам пришлось среагировать немедленно, пока они не потеряли всю клиентуру. AOL Europe использовала портал Netscape для собственного проекта, а British Telecom сделал то же самое с BТclick.com. Естественно, цены существенно упали и продолжат падать в ближайшем будущем. Прошлой весной инициатива пересекла Ла-Манш и распространилась во Франции и Испании. За несколько месяцев бесплатные провайдеры хорошо укрепились на местных рынках. Во Франции компании Libertysurf, Freei и Worldonline подключили более 400 тыс. пользователей, хотя лидером на французском рынке все еще остается Wanadoo, дочерняя компания French Telecom. В Испании модель бесплатного сервиса сначала развивалась в масштабах региона. Однако примерно через два месяца национальным операторам, чтобы "остаться в седле", пришлось отказаться от помесячной оплаты. Бесплатные провайдеры распространились на 20% рынка.
В Германии компания Germany.net работает с 1995 года и является одним из пионеров индустрии. Сейчас у Germany.net есть 700 тыс. клиентов, и это 3-й по размеру провайдер в стране. Впереди все еще находятся T-online и AOL, которые берут плату. Лучше всего наверное дела обстоят в Италии, там бесплатные провайдеры контролируют 80% рынка. Telecom Italia имеет 2 млн. клиентов, а компании Infostrada и Tascali — по 1 млн. В общем, за европейский рынок, который стоил 3 млрд. евро в 1998 году сейчас борются около 3 тыс. провайдеров.
А как же зарабатывают?
В виртуальном бизнесе случай, когда денег "еще не делают, но когда-нибудь сделают", пожалуй, наиболее распространенный. Многие компании работают на перспективу и при этом получают убытки или в лучшем случае выходят в нули. В июне прошлого года британские консультанты предупредили, что распространение бесплатных провайдеров грозит насыщением рынка. Этот факт особенно интригует, так как провайдеры оставляют основной источник прибыли, который их поддерживает. В долгосрочной перспективе компании надеются покрыть ежемесячные убытки прибылью от рекламы и процентом прибыли от электронной коммерции. Этот тренд не новый и продолжается уже не первый год, из-за конкуренции провайдерам приходится снижать цены на просто доступ и искать альтернативные источники дохода. Философия привела к тому, что провайдеры изменили свою стратегию и начали конкурировать с солидными порталами. Для того, чтобы привлечь на свои сайты клиентов и их деньги, провайдеры подписывают контракты о сотрудничестве с Internet-банками, брокерами и торговцами.
Реклама в сети для провайдеров вообще может стать очередной курицей, несущей золотые яйца. Так, для использования бесплатных услуг клиентам приходится заполнять регистрационные формы, куда обычно вписывают все: от пола и возраста до любимых животных. Даже не принимая во внимание конфиденциальную информацию, такие регистрационные формы можно использовать для проведения маркетинговых исследований и привлечения рекламодателей. Однако бесплатные провайдеры тоже смотрят на мир реально. Они понимают, что электронный бизнес еще далек от предсказанных прибылей и нескоро превратится в целостную структуру. Поэтому для диверсификации доходов провайдеры заключают соглашения с телефонными компаниями. Действительно, эти два рода занятий связаны, так как бесплатный доступ приносит прибыль обоим. В общем, такие соглашения обеспечивают провайдеров частью прибыли от дополнительного трафика в телефонных сетях. Есть, например, очень популярная в Германии, Австрии и Швейцарии формула, когда провайдеры получают от телефонных компаний минуты разговора со скидкой, а после предлагают их своим клиентам по специальным телефонным номерам.
Несмотря на весь ажиотаж вокруг идеи бесплатного доступа, компания Forrester Research предполагает, что в этом году провайдеры будут в зените. Со временем они будут вытеснены доступом через портативные устройства. Будущее за мобильными телефонами, карманными компьютерами, прочими мини-устройствами с использованием протокола WAP, и интерактивным телевидением.
Internet в Европе
Страна |
Великобритания |
Франция |
Испания |
Германия |
Швеция |
Kорпоративный сектор |
|||||
% компаний, у которых есть сайты |
51 |
25 |
16 |
48 |
54 |
% компаний, которые продают через Internet |
9 |
3 |
9 |
9 |
10 |
Годовой объем продаж через Internet (млн. евро ) |
5300 |
3400 |
400 |
3600 |
700 |
% компаний с интрасетями |
30 |
18 |
- |
30 |
80 |
% компаний с экстрасетям |
5 |
4 |
- |
8 |
61 |
Потребители |
|||||
% населения с компьютерами |
37,3 |
26,6 |
27,4 |
35 |
64 |
% населения с доступом к Internet |
26,3 |
8,7 |
10,5 |
16,2 |
41 |
Kоличество людей с доступом к Internet (млн.) |
12,5 |
5,21 |
3,91 |
11,2 |
3,63 |
% с мобильными телефонами |
34,8 |
28,5 |
31,4 |
24,5 |
55,2 |
% пользователей, покупающих в Internet |
25 |
10 |
9 |
36 |
33 |
Источник: Connectis