НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Ирина ЗАРЯ, президент Первой фондовой торговой системы:"Наша задача — предоставление реальной информации о фондовом рынке"

Еженедельно, по долгу службы, я делаю отчет о рынке акций в рубрику "База данных". И уже очень давно понял, что наиболее достоверной информацией по этому рынку является та, которую предоставляет ПФТС. Потому что в этой торговой системе, собственно, и закл

Еженедельно, по долгу службы, я делаю отчет о рынке акций в рубрику "База данных". И уже очень давно понял, что наиболее достоверной информацией по этому рынку является та, которую предоставляет ПФТС. Потому что в этой торговой системе, собственно, и заключается большинство сделок на вторичном рынке. О том, что такое ПФТС, как она создавалась, о ее роли на фондовом рынке, о проблемах, которые стоят сейчас перед организаторами торговли, и о многом другом рассказывает президент Первой фондовой торговой системы Ирина ЗАРЯ

Биография

ЗАРЯ Ирина Александровна, президент Первой фондовой торговой системы (ПФТС)

Родилась в 1956 г.

В 1978 г. — закончила Донецкий технический университет, энергетический факультет

В 1994 г. — закончила Донецкий коммерческий институт, финансовый факультет

До 1990 г. — научный сотрудник Института ВНИИВЭ

1990 — 1991 гг. — ответственный секретарь Донецкого городского совета народных депутатов

1991 — 1996гг. — директор инвестиционной компании "ДИКОМ"

1996 — 2000 гг. — президент Первой фондовой торговой системы

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, как вообще создавалась ПФТС?

— Бытует мнение, что ПФТС была создана с помощью американцев — USAID. И это, безусловно, верно. Но, скажем так, было и движение снизу, выло 16 компаний-торговцев — представителей Киева, Донецка, Харькова и Днепропетровска, желающих работать именно на организованном рынке. Вполне возможно, что таких компаний тогда было больше, но всегда должна быть инициативная группа, ядро. Тогда представители этих компа­ний собрались и заседали практичес­ки месяц. В результате чего было принято решение создать новую структуру — Ассоциацию ПФТС — Первую фондовую торговую систему. А вопрос о том, будет ли сама торго­вая система входить в ассоциацию или нет, на момент основания ассо­циации решен не был. Единственное, что все тогда понимали — рынок дол­жен быть дилерским, прозрачным, электронным. И все торговцы долж­ны работать именно на организован­ном рынке.

Реально мы начали работать в се­редине лета 1996 года. В 1997 году, после появления необходимой нормативной базы, ГКЦБФР выдала уже техническому центру ПФТС лицен­зию организатора торговли, а Ассо­циация ПФТС получила статус СРО.

Какова роль ПФТС как организатора торговли на фондовом рынке сегодня? Как она изменялась в динамике? Какая доля вторичного рынка сосредоточена в вашей торговой системе?

— На сегодняшний день ПФТС является в Украине единственным организованным рынком, где происходит обращение ценных бумаг. Ведь что такое биржа? Это ме­сто, где постоянно пересекаются спрос и предложение на какие-то активы. В нашем случае — на акти­вы финансовые. Не все из них, ко­нечно, ликвидны. Есть, чего греха таить, акции, с которыми редко со­вершаются сделки.

Но роль биржи, я считаю, за­ключается в установлении более или менее реальной цены на ак­ции. И на сегодняшний день этот процесс не происходит больше ни­где, кроме ПФТС. На самом деле это очень важный факт. Потому что, допу­стим, на наш рынок приходит зару­бежный инвестор. Соответственно, он смотрит динамику цены заинтере­совавшего его финансового инстру­мента. Кроме ПФТС, такой информа­ции сейчас нет нигде.

Кстати, благодаря ПФТС весь мир знает о существовании в Украи­не организованного фондового рын­ка. В 1998 г. Украина вошла в систему индексов Standard & Poor's для "при­граничных" рынков. И теперь ежеме­сячно на основании данных ПФТС S&P публикует информацию об укра­инском организованном рынке в сво­их бюллетенях, в электронном виде рассылает по всему миру. Кроме то­го, данными ПФТС для информиро­вания внешних инвесторов о ситуа­ции на фондовом рынке Украины пользуются такие всемирно извест­ные издательские дома как Bridge и Euromoney.

Какие основные проблемы стоят сейчас перед организатора­ ми торговли ценными бумагами?

— Самая большая проблема — это меньший размер организованного рынка по сравнению с неорганизованным. Почему это происходит? А потому что в структуре рынка примерно 60% приходится на векселя. Однако это не эмиссионная бумага, уровень ее надежности — не очень высокий, и, конечно же, биржевым инструментом, по большому счету, она не является. Поэтому эта часть рынка может не быть на бирже. Оставшуюся часть рынка можно разделить на две части:
рынок, являющийся частью собственно фондового рынка, и рынок — отражение приватизационных процессов. Поэтому если мы ведем речь о доле организованного рынка в той части, которая может торговаться на организованном рынке, то сейчас она приближается где-то к 28%. И это также недостаточно.

ПФТС на фондовом рынке

ДОЛЯ ПФТС на организованном рынке ЦБ в 1999г. составляла 52.44%, а в I полугодии 2000-го -51%. Доля ПФТС на организованном и неорганизованном сегментах рынка ЦБ в 1999 г. была равна 5.9% (прим. объем торгов на фондовом рынке — 16.7млрд. грн.). Однако, учитывая, что 60% сегодняшнего оборота фондового рынка приходится на векселя, то доля ПФТС на организованном и неорганизованном сегментах рынка ЦБ в 1999 г. составляла 13.04%.

Данная ситуация сложилась из-за того, что ни инвесторы и профессио­нальные участники фондового рынка, ни государство и эмитенты четко не определили своего отношения к орга­низованному фондовому рынку. По­скольку, осознай вовремя государст­во приоритетность существования именно организованного фондового рынка, то и украинский фондовый ры­нок, скорее всего, был бы отнесен Standard & Poor's не к категории "при­граничных" рынков, а к развивающим­ся рынкам. Это позволило бы рассчи­тывать на приход большего количества инвесторов в Украину. Был бы со­здан дополнительный способ контро­ля за эффективностью деятельности предприятий, профессиональные уча­стники рынка смогли бы повысить на­дежность проводимых транзакций и т.д.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо применять конкретные стимулирующие техноло­гии. Прежде всего это налоговый спо­соб. В России, например, в налоговом законодательстве предусмотрено льготирование вывода акций на орга­низованный рынок. Всем понятно, что это выгодно державе. Г-н Лужков при­меняет льготное налогообложение граждан Москвы, мелких инвесторов с акциями предприятий Москвы. Соот­ветственно, в Москве в последнее время наблюдается усиленный рост количества именно мелких инвесто­ров. Зачем это нужно Лужкову? Затем, чтобы повысить ликвидность рынка. Ведь курс акций предприятия, в том числе, показывает эффективность его работы.

Изменить сложившуюся ситуацию помогло бы и устранение перекосов в административном регулировании. Сейчас отчетность на организованном фондовом рынке больше, чем на не­организованном. А это приводит к росту доли неорганизованного рынка.

Мешает росту организованного фондового рынка и то, что большинст­во бумаг, обращающихся на рынке, находятся в документарной форме, а не в бездокументарной. Если бы вы­пуск ликвидных акций в Украине осу­ществлялся только в дематериализо­ванной форме, то и вероятность бо­лее быстрого становления эффектив­ной депозитарной системы резко по­высилась бы.

Тормозом развития организован­ного фондового рынка является и то обстоятельство, что государство час­то создает предприятия для выполне­ния функций профессиональных уча­стников рынка. Это приводит к разме­щению госзаказов не на конкурсной основе, уничтожению конкурентной среды, неэффективному использова­нию бюджетных и внебюджетных средств.

В Украине также достаточно рас­пространена практика искусственного создания проблем фондового рынка и их последующего решения посредст­вом написания разнообразных кон­цепций и попыток их утверждения на государственном уровне. В основу этих концепций положен тезис о том, что рынок находится на нулевой ста­дии своего развития. Однако это не­правда: рынок уже существует, функ­ционирует определенная инфраст­руктура и этот рынок уже знал непло­хие времена. Главной целью авторов подобных концепций, как правило, яв­ляется не развитие рынка, а только ук­репление позиций организации, в ко­торой работает автор. Отличаются эти концепции только одним — автор каж­дой из них пытается отвести своему учреждению главенствующую роль на фондовом рынке.

Можно ли выделить важнейшие вехи развития ассоциации?

— Важнейшей вехой развития ассоциации можно назвать формирование ее структуры. Точнее, когда сформировались органы, объединяющие участников рынка. Появились торговый комитет, комитет по расчетам и риск-менеджменту, арбитражно-дисциплинарный и правовой комитеты.

Безусловно, способствовало становлению ассоциации начало работы Третейского суда. Я считаю позитивной вехой, когда мы впер­вые добились изгнания из ПФТС компании, которая не выполнила решение Третейского суда.

Серьезным толчком для разви­тия ассоциации стало принятие стандартов для работы на рынке. Сплачивает членов ассоциации так­же и то, что в результате больших усилий удается добиться измене­ний в государственных нормативно-правовых актах, мешающих работать участникам рынка.

Каковы особенности работы ассоциации как СРО

— Здесь есть несколько аспектов. Во-первых, необходимо определить, что считается в мире основной зада­ чей СРО. Это четыре задачи: разработка правил и стандартов для работы на рынке; контроль за этими правилами и стандартами; дисциплинарные процедуры и, собственно, функция разрешения конфликтов между участниками рынка. Это то, что касается собственно саморегулирования. Кроме этого, безусловно, когда речь идет о саморегулировании в Украине, понятно, что только этим не ограничишься, потому что изначально мы унаследовали достаточно зарегулированную страну. Поэтому, когда мы разрабатываем стандарты бэк-офиса и говорим нашим клиентам: эти стандарты бэк-офиса обязательны для исполнения, если вы член ПФТС, то мы не только останавливаемся на этом, как остано­вилась бы, например, государствен­ная структура, а мы говорим: "А чтобы было легче, вот мы разработали вмес­те с PriceWaterhouse методические рекомендации, касающиеся и стан­дартов бэк-офиса, и риск-менедж­мента. А вот и программный продукт для их реализации". Вообще-то прак­тика утверждает, что если рынок нор­мально регулируется, издержки на нем ниже. И он гораздо удобнее для участников.

В таком случае, что бы вы могли сказать о сложившейся в Украине системе СРО?

— Никакой такой системы у нас нет. Есть абсолютно ненормальная ситуация, когда лицензия СРО была выдана и выдается всем, кто подает документы на ее получение. Я думаю, что эта ситуация должна быть изменена. Структура, которая хочет быть СРО, должна поработать на рынке, как СРО, доказать свою необходимость участникам рынка. Если это реальность, то она должна не просто регистрироваться комиссией как СРО, она должна получать конкретные полномочия, и значимость реальной такой СРО трудно переоценить. Вот, например, летом этого года думские слушания в России по проблемам фондового рынка в принципе были построены на материалах, которые дала НА-УФОР.

Что касается самой ПФТС, то мы рассчитываем на делегирование госу­дарством функций, которые мы мо­жем выполнять. Это и разработка, и реализация стандартов для работы на рынке, и участие в разработке норма­тивных документов. Вот, например, на польском рынке, который достаточно сильно зарегулирован, ни один серьезный нормативный акт не принимал­ся без публичного обсуждения его с профессиональными участниками.

Какова структура взаимодействия ПФТС с госорганами? ПФТС лоббирует каким-то образом свои интересы?

— Мы работаем со всеми. Есть две группы органов. Первая — общие структуры: ВР, Кабмин, Администрация Президента, госкомпредпринимательства, налоговая. Вторая — это специальные органы: ГКЦБФР, Нацбанк, Минфин. И, в общем-то, здесь две задачи: первая задача, очень важная, дать информацию о ситуации на рынке ценных бумаг Украины, о месте Украины в мировом финансовом рынке. Ведь на самом деле в Украине пока не существует полноценного мониторинга рынка. Минстат, слава богу, перестал публиковать свою информацию. Хотя у них иногда проходили смешные вещи: сколько ценных бумаг в стране выпущено, сколько погашено. Я никогда не понимала, что означает "выпущено" и "погашено". И такая информация кладется на стол людям, которые принимают решения.
Поэтому мы, со своей точки зрения, одной из важнейших своих задач считаем предоставление реальной информации о нашем фондовом рынке. И не только иностранным и внутренним инвесторам, но и нашим госчиновникам, принимающим решения, влияющим на фондовый рынок. То есть первая задача — информационная. А вторая — это лоббирование своих интересов на уровне законопроектов и нормативных актов. Может, это не всегда и не совсем лоббирование. Все-таки сейчас уже создаются рабочие группы, экспертные советы, где все встречаются. И это уже, наверно, шире, чем просто лоббирование.