- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Качеством надо управлять с умом
Есть такая специальность — "управление качеством". Ведущий вуз, где готовят таких специалистов, — Киевский институт инвестиционного менеджмента. А точнее — Киевская бизнес школа при этом учебном заведении при содействии украинской "Академии качества". Специальность эта для нас несколько экзотична
И СРАЗУ возникают вопросы: что это такое и кому это нужно. Итак, что это такое. По-умному — это "система организации производства и управления предприятием, нацеленная на обеспечение качества продукции". А по-простому — это всем известная система ГОСТов в советские времена и украинских стандартов сейчас. Точнее, не сами стандарты, а технологии достижения этих стандартов. А вопрос "кому это нужно", по-моему, возникать не должен вообще. Потому что качество нужно всем. Всем потребителям продукции. Причем любой продукции. И во все времена. Кстати, недавно на сессии Европарламента ее председатель отметил, что для Украины есть две основные проблемы — это низкое качество продукции и отсутствие стратегии продвижения товаров. Именно эти проблемы и должны решить специалисты по управлению качеством.
Надо, правда, отметить, что потребность во внедрении систем качества возникла в связи с переходом к рыночным отношениям. И, особенно, в связи с выходом наших предприятий на западные рынки. Сейчас требование к наличию системы качества, причем сертифицированной, является обязательным требованием при заключении контрактов с зарубежными партнерами. Поэтому перед всеми предприятиями, выходящими на мировой рынок, обязательно возникнет задача построения у себя системы стандартов качества.
Более того, поскольку стандарты интегрируют опыт предприятий, то есть те шишки, которые были набиты, то этот опыт в значительной степени отражен в этих системах. Есть такое выражение, что правила по технике безопасности написаны "кровью". То же можно сказать и о системе качества. Все ее положения являются результатом того пути, который прошли ведущие фирмы. И то рациональное, что из этого можно было выкристаллизовать. Результат: международные стандарты качества.
Поскольку этот процесс сейчас достаточно активно развивается во всем мире, то, естественно, Украина тоже начала подобное направление реализовывать у себя. Массовое внедрение этой системы, ее построение началось реально 4-5 лет тому назад. Конечно, если говорить о количестве компаний, которые внедряют подобные системы на производстве, то мы отличаемся от остального мира на порядок. Можно говорить, что в Европе — это сотни тысяч предприятий, в странах Восточной Европы — это уже тысячи, а в Украине — десятки. Точнее, сейчас можно насчитать порядка полутора сотен предприятий. В числе их можно назвать такие, как "Азов-сталь", "Констар", "Свиточ", "Харьковская бисквитная фабрика".
Еще один момент. По словам генерального директора "Академии качества" Сергея Фомичева, процесс внедрения систем качества сегодня носит взрывной характер. Поэтому, собственно, и стал вопрос о необходимости подготовки специалистов, способных это совершить. Понятно, подготовка такого рода профессионалов в институтах — это длительный процесс. Поэтому параллельно идет переподготовка тех специалистов, которые уже работают в этом направлении в украинских компаниях.
Обучение специалистов этого направления в Украине осуществляется в нескольких формах. Это и полуторагодичные программы с присвоением квалификации и получением диплома, это и недельные программы подготовки и сертификации, это, конечно же, и одно- двухдневные тематические семинары. На таких мероприятиях зачастую можно более эффективно обсудить проблемные вопросы с коллегами, решающими те же задачи. .В Киевской бизнес школе Киевского института инвестиционного менеджмента осуществляется и подготовка специалистов по программе второго высшего образования "Управление качеством", в которой принимают участие представители таких серьезных компаний, как "Оболонь", "Стирол", и проводятся специализированные семинары, посвященные этой тематике. Построение систем и помощь предприятиям в построении и сертификации этих систем осуществляется Киевской бизнес школой в тесном сотрудничестве с учебно-консалтинговым центром "Академия качества". Важен тот факт, что основная стратегия работы этой академии — сотрудничество с ведущими международными организациями: Бюро Веритас, которое в представлении не нуждается, Sandholm Associates — лидирующий в Европе институт в области консалтинга и всеобщего управления качеством (ТОМ). Задача "Академии" — сделать этот процесс возможным для наших компаний, у которых, что понятно, зачастую нет средств на решение подобных задач. И вторая стратегическая линия — это интегральное использование различных направлений менеджмента. Поскольку система качества является одним из элементов системы управления предприятием, "Академия качества" этот стык пытается реализовать при сотрудничестве с теми организациями, которые занимаются другими направлениями — например, с американской фирмой "Оракл".
Отдельно стоит сказать о расходах, которые затрачивают предприятия на управление качеством.
По словам Натальи Скрябиной, исполнительного директора "Академии качества", по нашим предприятиям речь идет о десятках тысяч долларов, на западных предприятиях — это сотни тысяч долларов. Суммы немалые. Но утешает то, что через два-три года прибыльность компании возрастает. За счет увеличения доли рынка, за счет уменьшения затрат, связанных со снижением рисков, переделкой брака.
И, самое главное, есть такое понятие, как репутация компании. О которой в нормальных странах очень даже сильно беспокоятся. Поэтому внедрение систем качества на западных предприятиях является классическим и обязательным условием для каждого крупного предприятия. Если говорить о средних предприятиях — это большая часть.
Не стоит забывать и о связи качества продукции и ее экспортного потенциала. Практика показывает, что те предприятия, которые находят внутренние инвестиции, строят систему качества, увеличивают объем экспорта и таким образом увеличивают свои рынки сбыта и получают дополнительную прибыль и возможность дальше развиваться. До этого момента не были задействованы инвесторы в этих процессах. Если же инвестиции в систему качества будут не внутренними, а внешними, тогда цикл внедрения системы качества от момента принятия решения до получения дополнительной прибыли может быть сильно сокращен. Таким образом, в выигрыше будут инвестиционная компания, вложившая деньги в предприятие, само предприятие и вся Украина. Потому что экспортный потенциал нашей страны будет последовательно расти.