НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Качеством надо управлять с умом

Есть такая специальность — "управление качеством". Ведущий вуз, где готовят таких специалистов, — Киевский институт инвестиционного менеджмента. А точнее — Киевская бизнес школа при этом учебном заведении при содействии украинской "Академии качества". Спе

Есть такая специальность — "управление качеством". Ведущий вуз, где готовят таких специалистов, Киевский институт инвестиционного менеджмента. А точнее — Киевская бизнес школа при этом учебном заведении при содействии украинской "Академии качества". Специальность эта для нас несколько экзотична

И СРАЗУ возникают во­просы: что это такое и кому это нужно. Итак, что это такое. По-умному — это "система организации производства и управления предприятием, нацеленная на обеспечение качества продук­ции". А по-простому — это всем известная система ГОСТов в советские времена и украинских стандартов сейчас. Точнее, не сами стандарты, а технологии достижения этих стандартов. А вопрос "кому это нужно", по-моему, возни­кать не должен вообще. Пото­му что качество нужно всем. Всем потребителям продук­ции. Причем любой продук­ции. И во все времена. Кстати, недавно на сессии Европарламента ее председатель отме­тил, что для Украины есть две основные проблемы — это низкое качество продукции и отсутствие стратегии продви­жения товаров. Именно эти проблемы и должны решить специалисты по управлению качеством.

Надо, правда, отметить, что потребность во внедрении систем качества возникла в связи с переходом к рыночным отношениям. И, особенно, в связи с выходом наших пред­приятий на западные рынки. Сейчас требование к наличию системы качества, причем сертифицированной, является обязательным требованием при заключении контрактов с зарубежными партнерами. По­этому перед всеми предприя­тиями, выходящими на миро­вой рынок, обязательно воз­никнет задача построения у себя системы стандартов ка­чества.

Более того, поскольку стандарты интегрируют опыт предприятий, то есть те шиш­ки, которые были набиты, то этот опыт в значительной сте­пени отражен в этих системах. Есть такое выражение, что правила по технике безопас­ности написаны "кровью". То же можно сказать и о системе качества. Все ее положения являются результатом того пу­ти, который прошли ведущие фирмы. И то рациональное, что из этого можно было вы­кристаллизовать. Результат: международные стандарты ка­чества.

Поскольку этот процесс сейчас достаточно активно развивается во всем мире, то, естественно, Украина тоже начала подобное направление реализовывать у себя. Массо­вое внедрение этой системы, ее построение началось ре­ально 4-5 лет тому назад. Ко­нечно, если говорить о коли­честве компаний, которые внедряют подобные системы на производстве, то мы отли­чаемся от остального мира на порядок. Можно говорить, что в Европе — это сотни тысяч предприятий, в странах Вос­точной Европы — это уже ты­сячи, а в Украине — десятки. Точнее, сейчас можно насчи­тать порядка полутора сотен предприятий. В числе их мож­но назвать такие, как "Азов-сталь", "Констар", "Свиточ", "Харьковская бисквитная фа­брика".

Еще один момент. По сло­вам генерального директора "Академии качества" Сергея Фомичева, процесс внедре­ния систем качества сегодня носит взрывной характер. По­этому, собственно, и стал во­прос о необходимости подго­товки специалистов, способ­ных это совершить. Понятно, подготовка такого рода про­фессионалов в институтах — это длительный процесс. По­этому параллельно идет пере­подготовка тех специалистов, которые уже работают в этом направлении в украинских компаниях.

Обучение специалистов этого направления в Украине осуществляется в нескольких формах. Это и полуторагодич­ные программы с присвоени­ем квалификации и получени­ем диплома, это и недельные программы подготовки и сер­тификации, это, конечно же, и одно- двухдневные тематичес­кие семинары. На таких меро­приятиях зачастую можно бо­лее эффективно обсудить про­блемные вопросы с коллега­ми, решающими те же задачи. .В Киевской бизнес школе Киевского института инвести­ционного менеджмента осу­ществляется и подготовка спе­циалистов по программе вто­рого высшего образования "Управление качеством", в ко­торой принимают участие представители таких серьез­ных компаний, как "Оболонь", "Стирол", и проводятся специ­ализированные семинары, по­священные этой тематике. По­строение систем и помощь предприятиям в построении и сертификации этих систем осуществляется Киевской биз­нес школой в тесном сотруд­ничестве с учебно-консалтин­говым центром "Академия ка­чества". Важен тот факт, что основная стратегия работы этой академии — сотрудниче­ство с ведущими международ­ными организациями: Бюро Веритас, которое в представ­лении не нуждается, Sandholm Associates — лидирующий в Европе институт в области консалтинга и всеобщего уп­равления качеством (ТОМ). Задача "Академии" — сделать этот процесс возможным для наших компаний, у которых, что понятно, зачастую нет средств на решение подобных задач. И вторая стратегичес­кая линия — это интегральное использование различных на­правлений менеджмента. По­скольку система качества яв­ляется одним из элементов си­стемы управления предприя­тием, "Академия качества" этот стык пытается реализо­вать при сотрудничестве с те­ми организациями, которые занимаются другими направ­лениями — например, с аме­риканской фирмой "Оракл".

Отдельно стоит сказать о расходах, которые затрачива­ют предприятия на управление качеством.

По словам Натальи Скря­биной, исполнительного ди­ректора "Академии качества", по нашим предприятиям речь идет о десятках тысяч долла­ров, на западных предприяти­ях — это сотни тысяч долла­ров. Суммы немалые. Но уте­шает то, что через два-три го­да прибыльность компании возрастает. За счет увеличе­ния доли рынка, за счет умень­шения затрат, связанных со снижением рисков, передел­кой брака.

И, самое главное, есть та­кое понятие, как репутация компании. О которой в нор­мальных странах очень даже сильно беспокоятся. Поэтому внедрение систем качества на западных предприятиях явля­ется классическим и обяза­тельным условием для каждо­го крупного предприятия. Если говорить о средних предприя­тиях — это большая часть.

Не стоит забывать и о свя­зи качества продукции и ее экспортного потенциала. Практика показывает, что те предприятия, которые находят внутренние инвестиции, стро­ят систему качества, увеличи­вают объем экспорта и таким образом увеличивают свои рынки сбыта и получают до­полнительную прибыль и воз­можность дальше развивать­ся. До этого момента не были задействованы инвесторы в этих процессах. Если же инве­стиции в систему качества бу­дут не внутренними, а внешни­ми, тогда цикл внедрения сис­темы качества от момента при­нятия решения до получения дополнительной прибыли мо­жет быть сильно сокращен. Та­ким образом, в выигрыше бу­дут инвестиционная компания, вложившая деньги в предприя­тие, само предприятие и вся Украина. Потому что экспорт­ный потенциал нашей страны будет последовательно расти.