НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Кнут и пряник энергосбережения

Любая реформа, наряду с административным руководством, должна предполагать и наличие заинтересованности у тех, на кого она направлена. Применительно к энергосбережению, акцент делался на установление нормативов энергопотребления и контроль за его надлежащ

Любая реформа, наряду с административным руководством, должна предполагать и наличие заинтересованности у тех, на кого она направлена. Применительно к энергосбережению, акцент делался на установление нормативов энергопотребления и контроль за его надлежащим соблюдением. А вот с заинтересованностью в экономном энергопользовании как-то традиционно не складывалось

Энергосбережение в Украине — это уже давно не только путь снижения себестоимости продукции предприятий и повышения ее конкурентоспособности. Особенно если принять во внимание тот факт, что около половины от своей потребности в энергоресурсах мы получаем из-за рубежа, а структура украинской экономики традиционно ориентирована на тяжелую (и энергоемкую) промышленность. Одни только милионные долги за поставки газа, о необходимости платить по которым нам периодически напоминает "северный сосед", прекрасно иллюстрируют, что эта проблема приобретает намного более масштабный характер. В немалой степени, от успеха решения проблемы энергосбережения зависит экономическая (да и политическая) независимость нашей страны.
На данном этапе энергосбережение в Украине признано одним из приоритетных направлений государственной политики и рассматривается не как очередная компания, а как долгосрочная и спланированная программа действий. В разное время ее реализацией занимались различные государственные органы: начиная от Администрации Президента и заканчивая местными советами и администрациями. Существует и рамочный документ, который указывает конкретные методы и цели рационального использования энергоресурсов в Украине — Комплексная государственная программа энергосбережения, принятая постановлением Кабинета Министров в феврале 1997 года. Она рассчитана на период до 2010 года, и на ее проведение потребуется около $6 млрд. инвестиций. По идее, за эти деньги мы должны получить обновленное и экономичное производство и уже до 2010 года сэкономить на энергоресурсах около $5 млн. И если бы Программа не предполагала получения промежуточных результатов, которые должны были быть достигнуты до 2000 года, возможно, мы и сейчас свято бы верили, что к 2010 году нас ждет энергетический рай. Но три года, которые прошли со времени начала реализации Программы, показали, что добиться поставленных в ней задач не просто. И если по цифрам, отставание кажется не настолько разительным и нам даже удалось добиться роста ВВП при снижении уровня энергопотребления, то по мнению авторитетных экспертов, энергосбережение было достигнуто в результате административных методов, таких как отключения предприятий неплательщиков и т.п. Не было достигнуто главное: в энергосбережение не пошли реальные инвестиции. И на данный момент ситуация увы не изменилась.

Почему энергосбережение "не пошло"

Одна из главных причин, помешавших внедрению энергосберегающих технологий, — общая неурегулированность на украинском рынке энергоресурсов. Поскольку потребители имели возможность получать энергоресурсы в долг, то и особого смысла тратить деньги на энергосбережение у них не было. Сейчас ситуация начинает меняться к лучшему, уровень денежных проплат растет (по последним данным, он достигает около 80% от потребленных энергоресурсов), украинские потребители учатся жить "по средствам". И это должно способствовать более рациональному использованию энергоресурсов. В условиях, когда отсутствие проплаты за потребленные энергоресурсы будет означать отключение нерадивого энергопользователя, многие задумаются, стоит ли так много тратить. Хотя в наиболее энергоемких отраслях (таких, как металлургия, химическая промышленность, тяжелое машиностроение) сделать это будет нелегко. Энергосбережение в этих отраслях зачастую означает коренное изменение производственного процесса. Например, в металлургии — введение более экономных с точки зрения потребления энергии технологий (кислородные конвертеры, электродуговые печи) требует значительных финансовых вложений. По этой причине до сих пор в Украине наиболее распространенным остается мартеновский процесс. Энергорасходы метпредприятий высоки не потому, что металлурги все еще по привычке расходуют энергию неэкономно, как этот было, скажем, в начале 80-х, а из-за необходимости высокого потребления вследствие устаревших производственных технологий.
Еще одним большим недостатком украинской энергетики, имеющим прямое отношение к проблеме энергосбережения, является неоправданно высокий уровень потерь энергоресурсов (особенно электроэнергии) при транспортировке. Условно эти потери можно разделить на три группы:
— потери, связанные с физическими процессами (их уровень зависит от технического состояния и изношенности энергосистемы);
— потери, связанные с недостатками системы расчетов, что позволяет энергопоставщикам списывать на потери часть потребленной, но неоплаченной электроэнергии;
— потери, связанные с хищением электроэнергии.
Во всем мире потери электроэнергии в основном носят технический характер и не превышают 8-10% от фактически отпущенной электроэнергии в сеть. В Украине они достигают 20% (а в некоторых регионах 30-35%). В немалой степени такую ситуацию спровоцировала опять же "неурегулированность" на рынке энергоресурсов. В частности, у нас существует определенное количество потребителей, потребляющих, но не оплачивающих электроэнергию, которых при этом нельзя отключить (например, из-за опасности техногенных катастроф). В то же время, от энергопоставляющих компаний постоянно требуют повышения уровня оплаты за поставленную электроэнергию. У облэнерго не остается другого выхода, кроме как списать потребленную электроэнергию на "потери" и таким образом улучшить свои показатели (уровень проплаты за поставленную электроэнергию).
Анализируя цифры, характеризирующие энергоемкость украинского производства, которая в несколько раз превышает показатели развитых промышленных стран, следует помнить, что значительная часть украинской экономики работает "в тени" и не учитывается в официальном ВВП. Электроэнергию же считают по фактическим показателям потребления. Поэтому показатели энергоемкости носят несколько условный характер.

А как у них?

Важность и актуальность проблемы энергосбережения в той или иной стране подтверждается статусом государственной политики энергосбережения и наличием специальных органов, отвечающих за ее внедрение. Практически все развитые страны мира (Япония, США, Франция, Германия, Великобритания и др.) приняли законодательные акты и создали как общегосударственные, так и региональные программы, направленные на внедрение энергосберегающих технологий.
В то же время, в этих странах политика в сфере энергосбережения носит более "приземленный" характер и направлена на экономическое стимулирование потребителей. Например, потребитель может добровольно согласиться, что в час пик его могут отключить от "энергосети", за что получает существенную скидку при оплате потребленных энергоносителей. Такие "джентльменские" соглашения могут заключаться и на более высоком уровне. Например, правительство и крупный концерн-производитель могут договориться, что в случае если последний существенно снижает уровень энергопотребления, он получает взамен определенные льготы по экспорту своей продукции и т.п. К слову, последние события в мировой энергетике убедительно проиллюстрировали, насколько важно рациональное использование энергоресурсов на данном этапе. В частности, США, в отличие от Европы, раньше не обращали особого внимания на энергосбережение, полагая, что конечный результат (в виде роста производства) все окупит. Сейчас американские власти заявили о внедрении новой энергетической политики, одним из направлений которой является существенное понижение энергоемкости производства. Несомненно, Украине следует изучать опыт западных стран в сфере энергосбережения. Однако при этом не стоит забывать о главном отличии: "у них" за ВСЕ энергоресурсы платят. Мы пока не достигли такого уровня, и поэтому реформирование системы энергопотребления невозможно без наведения порядка в отечественном ТЭКе в целом.

"Энергосберегающий" компромисс

Если говорить о конкретных направлениях энергосберегающей политики в нашей стране, она предполагает, с одной стороны, государственное управление, которое Кабмин осуществляет через Комитет по энергосбережению, а с другой — инициативу самих потребителей по внедрению энергосберегающих технологий. На данном этапе одним из наиболее ощутимых рычагов влияния на ситуацию остается жесткое нормирование энергопотребления потребителями. Важной проблемой остается внедрение эффективной системы учета и контроля энергопотребления. Решить ее предполагается посредством регулярного энергетического аудита предприятий, повышения ответственности (в первую очередь, экономической) за потребление энергоносителей сверх нормы. В то же время, на сегодняшний момент государство не имеет достаточных финансовых ресурсов для проведения реформы в сфере энергопотребления, и поэтому многое будет зависеть от того, насколько воспримут потребители инициативы государства. Иначе говоря, какие выгоды получат они от внедрения энергосберегающих технологий и перехода системы расчетов на "энергосберегающий" алгоритм. Скорее всего, акцент тут будет сделан на дальнейшее развитие так называемого "зонного тарифа", дифференцированного по времени суток. То есть в час "пик" электроэнергия поставляется по более высокой цене, в рабочее время ее цена близка к средней отпускной цене, а в ночное время, когда нагрузка на электросеть существенно падает, потребитель вообще получает электроэнергию с "существенной скидкой". Такая система оптимально подходит и с точки зрения специфики украинской генерации, которая характеризуется дефицитом маневренных мощностей (позволяющих оперативно увеличивать или, наоборот, сокращать количество производимой электроэнергии). На сегодняшний день такая система уже действует, но ее эффективность невысока, поскольку поставляющие компании в ней очень мало заинтересованы.
Еще более туманно выглядят перспективы экономического стимулирования предприятий для внедрения энергосберегающих технологий через налоговые льготы или Государственный фонд энергосбережения. В странах с рыночной экономикой никогда не существовало государственных фондов энергосбережения. В бюджет выделялись целевые средства на ликвидацию энергетического кризиса, реализацию государственных программ. Сейчас предполагается, что такие фонды будут создаваться непосредственно на самих предприятиях и сформируются они за счет льготного налогообложения прибыли, полученной в результате экономии энергоресурсов.
При этом не совсем корректно говорить об экономии ресурсов, отталкиваясь от структуры украинского энергопотребления, поскольку определить, на каких конкретно видах энергоресурсов (электроэнергия, газ, уголь и др.) стоит экономить, довольно сложно. Ведь, например, для производства электроэнергии необходим тот же уголь или газ, и таким образом, нерациональное ее использование тут же отражается и на потреблении угля или газа. Большинство специалистов говорят именно о снижении общего уровня энергопотребления (без акцента на какие-то конкретные виды топлива). Хотя, несомненно, необходимо учитывать общие экономические характеристики конкретных энергоресурсов: наличие их в Украине, стоимость добычи транспортировки, социальные факторы и т.п.
Да и в принципе, вопрос, на чем конкретно экономить, — далеко не самый важный. Главное — чтобы потребители ощутили: энергосбережение может быть им выгодно "здесь и сейчас", а нерациональное энергопользование может больно ударить по карману. А это, в свою очередь, невозможно без общей нормализации ситуации в украинском ТЕКе, когда потребитель поймет простую формулу: "электроэнергия (газ, уголь и т.п)=деньги", и начнет экономить свои деньги. А финансовая экономия повлечет за собой экономию энергоресурсов.

Основные этапы формирования энергосберегающей политики в Украине

1 июля 1994 г. Верховный Совет Украины принимает Закон "Об энергосбережении" (г. Киев, № 74/94 ВР).

26.05.95 г. Указом Президента Украины № 666 создается Государственный комитет энергосбережения Украины.

07.02.96 г. Постановлением КМ Украины № 163 создается общегосударственный внебюджетный фонд энергосбережения.

29.05.96 г. Постановлением КМ Украины № 575 создана Государственная инспекция по энергосбережению.

09.08.96 г. Постановлением КМ Украины № 20
"Об управлении сферой энергосбережения" создаются отделы по энергосбережению при облгосадминистрациях. В это же время начинают создаваться региональные инспекции по энергосбережению.

15.09.95 г. на основе Постановления КМ Украины № 911 начинает разрабатываться Государственная программа энергосбережения Украины. В июне 1997 года программа утверждена

Комментарий

Станислав Сташевский — министр топлива и энергетики Украины:

— Одним из приоритетных направлений в сфере энергосбережения должно стать усиление контроля за потреблением электроэнергии, поскольку, к сожалению, очень много электроэнергии сейчас просто воруется. Поэтому облэнерго усиливают службу, которая будет следить, чтобы потребители не использовали электроэнергию без счетчика.
Кроме того, и на больших, энергоемких предприятиях начинают внедряться энергосберегающие технологии. С повышением уровня проплаты за потребленную электроэнергию энергопотребление должно саморегулироваться. То есть сам потребитель будет решать, сколько электроэнергии он в состоянии оплатить. Ведь когда за электроэнергию никто не платил, думать об этом особой нужды не было.
Или, скажем, одним из самых энергоемких продуктов является водоснабжение. Электроэнергия здесь составляет около 85% себестоимости. В то же время, потребители платят, исходя из усредненного показателя на душу населения, вне зависимости от того, сколько воды они использовали. С внедрением водяных счетчиков каждый будет платить, исходя из собственного потребления, что в конце концов, позволит экономить и населению, и водоснабжающим компаниям.
Кроме того, сейчас массово началась разработка альтернативных источников генерирования электроэнергии. С внедрением таких технологий мы сможем уменьшить потребление традиционных энергоресурсов, таких как уголь, газ — всего того, что делает Украину энергозависимой. Финансирование таких проектов вызывает определенный интерес и у западных инвесторов. Ведь раньше деньги не очень шли в энергетику по причине того, что инвесторы понимали: навряд ли стоит вкладывать деньги в электроэнергетику в условиях, когда за нее никто не платит. Сейчас уровень денежных проплат растет, и мы уже видим, что интерес к вложениям в украинский ТЭКе возрастает. Например, на недавней встрече с инвесторами Люксембурга самую большую заинтересованность вызвала именно энергетика.

Динамика энергоэкономических показателей экономики Украины на период 1990 — 2000 гг.

Показатель

Единица измерения

1990 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Валовый внутренний продукт (в ценах 1998 г.) — всего

млрд. грн.

252,7

121,3

104,2

105,7

103,9

103,6

104,6

Потребление первичных энергоресурсов

млн. т у.т.

353,0

226,3

216,6

209,6

203,3

200,1

200,8

Потребление котельно-печного топлива

млн. т у.т.

280,6

181,4

173,9

169

162

161

162

Электропотребление

млрд. кВт. час.

270

191,1

181

177,7

172,8

174

177,1

Энергоемкость ВВП по первичным энергоресурсам

кг у.т., грн.

1,397

1,865

1,984

1,983

1,956

1,931

1,92

Топливоемкость ВВП

кг у.т., грн.

1,11

1,495

1,592

1,599

1,559

1,554

1,548

Электроемкость ВВП

кВт. час., грн.

1,07

1,58

1,66

1,68

1,66

1,69

1,69

Динамика энергоэкономических показателей экономики Украины на период до 2010 г.

Показатель

Единица измерения

Прогноз

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2010 г.

Валовый внутренний продукт (в ценах 1998 г.) — всего

млрд. грн.

108,0

113,3

121,3

129,8

140,0

205,7

Потребление первичных энергоресурсов

млн. т у.т.

205,2—206,3

209,6—213,0

218,3—222,0

225,9—231,0

230,6—238,0

259,2—294,0

Потребление котельно-печного топлива

млн. т у.т.

164—166

169,0—170,0

171,0—172,0

173,0—174,4

175,0—176,8

190,0—192,9

Электропотребление

млрд. кВт. час.

181,4—182,8

182,8—184

185,4—186,7

193,6—195

201,9—203,3

244,9—246,6

Энергоемкость ВВП по первичным энергоресурсам

кг у.т./грн.

1,9—1,91

1,85—1,88

1,8—1,83

1,74—1,78

1,65—1,70

1,26—1,43

Топливоемкость ВВП

кг у.т./грн.

1,52—1,54

1,49—1,5

1,41—1,42

1,33—1,34

1,26—1,27

0,93—0,95

Электроемкость ВВП

кВт. час., грн.

1,68—1,69

1,61—1,62

1,53—1,54

1,49—1,5

1,44—1,45

1,19—1,2

Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов на производственно-эксплуатационные нужды

Уменьшение (-), увеличение фактического использования за отчетный год в сравнении с использованием, рассчитанным по фактическим удельным затратам предыдущего года:

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

котельно-печного топлива, тыс. тонн условного топлива

-1081,7

-449,7

289,3

-757,1

-688,1

13,2

-201,0

-1252,4

-457,1

-702,0

-1009,9

электроэнергии, млн. кВт. час.

-1171,8

-1089,1

-4170,2

1254,8

3585,7

-230,6

-231,1

-3668,1

-2884,0

-3489,1

-2575,7