Кто он: эффективный менеджер?

Александр Кардаков, председатель наблюдательного совета компании "Октава Капитал", основатель компаний "Инком" и "Датагруп", делится своим видением успешного топ-менеджера

лет пять большинство рейтингов, а вернее, состав участников-победителей в них, был довольно статичным. Одни и те же лица, одни и те же места, в целом весьма предсказуемая картина, что, честно говоря, не добавляло популярности тем же рейтингам.

В этом году не скажу, что резко, но картина изменилась. С тех пор как в 2008 году я осознанно покинул пост президента в "Инкоме", могу себе позволить наблюдать за процессом со стороны. В частности, с любопытством ожидал выхода того же "ТОП-100" ИД "Экономика", чтобы оценить распределение позиций. События последних двух лет все-таки нашли отражение в статистике и показали, кто является действительно эффективным менеджером.

В целом большинство из них разделилось на два блока: управленцев реальных и управленцев виртуальных. Я не считаю хорошими менеджерами тех, кто занимался виртуальным бизнесом и погорел на этом в том числе потому, что ставил исключительно на такие доходы. Вспомним, как в период подъема многие делали деньги на различного рода спекуляциях, а также инвестиционной активности. Это абсолютно нормальная практика, вот только далеко не всем удалось вовремя выйти из этой "игры", успев заработать. Управленец реальный, в моем понимании, не может оперировать только виртуальными понятиями и деньгами. Он использует возможности современной рыночной экономики, но ориентируется на то, что приносит "живые" деньги. Существует также немногочисленная группа тех, кому удалось достичь высшего пилотажа. Занимаясь реальным бизнесом, они сумели войти в виртуальный, заработать и вовремя выйти из него, ничего не потеряв. Те, кому это удалось, — настоящие управленцы.

Однако двигаемся дальше. Допустим, до кризиса менеджер проявил себя отлично. Предположим, что бизнес, который он возглавляет, вошел в период нестабильности, имея хороший запас прочности. При этом в новых условиях его результаты оставляют желать лучшего. Всему виной то, что многие управленцы, взлетевшие до небес на волне общего подъема, по сути являются звездами-однодневками. Будучи менеджерами одной функции, они оказались на вершине случайно, просто потому что их единственная компетенция оказалась удачно востребованной в этот период. Например, человек, который умеет хорошо продавать, еще пару лет назад ценился на вес золота и лишь за одно это свое умение мог быть поставлен во главу компании. Сегодня же перед бизнесом возникли совсем другие задачи, и оказалось, что топ-менеджер не справляется с ними, так как умеет делать хорошо только одну вещь — продавать.

Таким образом, еще один признак хорошего управленца — осознание своих сильных и слабых сторон. Идеальных менеджеров, прекрасно разбирающихся во всех нюансах бизнес-деятельности, не существует. Безусловно, необходимо глубоко разбираться в двух-трех аспектах. Остальное — это умение правильно подобрать команду таким образом, чтобы компенсировать свои недостающие компетенции. Хороший управленец всегда достигает результата независимо от того, что происходит во внешней среде. Он адаптируется сам или адаптирует свою команду так, чтобы достичь цели. По моему опыту, этому процессу весьма способствуют умение эффективно выполнять неинтересную работу на протяжении длительного периода времени, а также то, что психологи называют "эмоциональным" интеллектом — умение понимать интересы, мотивы, ценности других людей.

Первое, конечно, требует высокой самодисциплины и организованности, но в бизнесе, как известно, мелочей нет... Например, я могу успешно на протяжении достаточно продолжительного периода времени заниматься финансами, если это необходимо, хотя мне это и неинтересно. Второе позволяет, обладая знаниями о конкретном человеке, формировать понятные ему цели и в полной мере использовать его потенциал.

Подводя итоги. Наверное, это и неплохо для бизнеса, если топ-менеджер в заданный период времени, обладая неким набором компетенций, может проявить себя на благо бизнеса. Пусть даже впоследствии в других условиях его уровень квалификации может не соответствовать требованиям. Но тогда задача собственника(-ов) исполнять роль объективного арбитра и четко понять, на что этот топ-менеджер действительно способен сегодня и где может быть полезен завтра.

P.S. Вспомним сказку Сельмы Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Может быть, когда-то дудочка Нильса выводила крыс в светлое будущее…