НБУ курс:

USD

42,23

+0,03

EUR

43,88

--0,03

Наличный курс:

USD

42,75

42,70

EUR

44,50

44,25

Лакомый кусок

В том, что контролировать НАК "Нефтегаз Украины" хотела бы любая из украинских ФПГ, сомневаться не приходится. Стопроцентно государственная компания с постоянно растущим оборотом, который оценивается в несколько десятков миллиардов гривен, могла бы стать

В том, что контролировать НАК "Нефтегаз Украины" хотела бы любая из украинских ФПГ, сомневаться не приходится. Стопроцентно государственная компания с постоянно растущим оборотом, который оценивается в несколько десятков миллиардов гривен, могла бы стать хорошим подспорьем любому крупному игроку отечественного бизнеса. Однако до сих пор попытки взять НАК под свой контроль успехом не увенчались

Интерес отечественных ФПГ к нефтегазовой отрасли легко объясним. Традиционно госкомпании, особенно те, которые в состоянии приносить доход, обязательно находятся под плотной опекой одной из крупных украинских бизнес-структур, которая и получает всевозможные дивиденды.
"Нефтегаз Украины" в настоящий момент не зависит ни от одной отечественной бизнес-группы. Еще со времен Игоря Бакая повелось, что НАК находится под негласным протекторатом Леонида Кучмы. Однако, несмотря на то, что до окончания полномочий действующего Президента остается еще год, потенциальные "кураторы" нефтегазового гиганта начинают проявлять активность уже сейчас.

"Голубая фишка" украинского рынка
В последнее время рейтинг "Нефтегаза" в глазах отечественного бизнеса, должно быть, только вырос. В первом полугодии 2003 года НАК "Нефтегаз Украины" заработала столько же, сколько за весь 2001 год. Если два года назад валовой доход компании составил 22,9 млрд. грн., то в 2002 году — уже 30,7 млрд. (+74%). А в первом полугодии нынешнего года валовой доход снова возрос — до 22 млрд. грн. Выражаясь экономической терминологией, можно сказать, что всего за полтора года компания выросла вдвое.
Подтверждают динамику роста и другие показатели. Например, в первом полугодии 2003 года в целом по системе НАК "Нефтегаз Украины" кредиторская задолженность уменьшилась на 2,085 млрд. грн., в том числе внешняя задолженность — на 2,030 млрд. грн. Это является свидетельством того, что, несмотря на реплики недоброжелателей, у компании имеется в наличии достаточно резервов для погашения долгов прошлых лет.
Существенно (на 1,277 млрд. грн.) уменьшилась и внешняя дебиторская задолженность. Благодаря эффективному менеджменту удается постепенно "расчищать" финансовый баланс как самого "Нефтегаза", так и его дочерних компаний. О позитивных сдвигах в финансовом состоянии компании свидетельствует также то, что темпы уменьшения внешней кредиторской задолженности опережают темпы уменьшения внешней дебиторской задолженности, что в первом полугодии в целом по компании составляло 753 млн. грн.
Да и сама компания теперь совсем не та, что была еще каких-то полтора года назад. Проведена реформа газового рынка, благодаря чему он стал намного прозрачней, и, соответственно, выросли доходы НАК. Модернизацией Шебелинского ГПЗ и созданием собственной сбытовой сети закончено создание вертикально интегрированной структуры, благодаря чему повысилась эффективность работы каждого из звеньев компании. Наращивается экспорт газа, принося валютную выручку и дополнительные доходы. А сам бренд "Нефтегаз Украины" стал хорошо и позитивно узнаваемым в разных уголках мира.

Мы за ценой не постоим
Однако тем, кто борется за контроль над НАК, "светить" эти успехи ни к чему. В преддверии президентской гонки срабатывает совсем иной принцип: "Чем хуже обстоят дела, тем легче этот сектор заграбастать". Поскольку силовым методом "Нефтегаз Украины" в силу его субординации под контроль не поставишь, в ход идут несколько иные приемы.
Единственным шансом ФПГ завладеть априори неприватизируемой компанией остается испробованная на многих украинских предприятиях схема: не меняя формы собственности, пролоббировать назначение "своего" менеджмента. Однако для этого сначала нужно фактически "завалить" работу нынешнего руководства. Поэтому в настоящее время можно наблюдать попытки всячески очернить деятельность "Нефтегаза" именно в период с января 2002 года.
Несмотря на различные методы подачи информации, аргументация оппонентов главы НАК Юрия Бойко фактически сводится к двум тезисам: рост внутренней дебиторской задолженности и чрезмерное увлечение кредитами. Правда, при этом забывают упомянуть, что оба "греха" компании вызваны отнюдь не желанием "отхватить" себе лишнюю копейку.
Во-первых, что такое внутренняя дебиторка. Это задолженность своих же дочерних компаний перед НАК. По сути, рост дебиторской задолженности имел место только по двум дочерним компаниям "Нефтегаза": ДК "Газ Украины" и ДК "Укртрансгаз". И обусловлен этот процесс объективными факторами.
Низкий уровень расчетов за потребленный газ предприятий теплоэнергетики и энергогенерирующих предприятий Минтопэнерго не дал возможности ДК "Газ Украины" в полном объеме рассчитаться с "Нефтегазом Украины" за природный газ, поставленный в первом полугодии 2003 года. Соответственно, возросла и дебиторка.
В свою очередь, учитывая дефицит оборотных средств ДК "Укртрансгаз", необходимых для реконструкции и развития газотранспортной системы, аппаратом НАК было фактически осуществлено кредитование дочернего предприятия за счет приостановки расчетов за топливный газ.
Расчеты по дебиторской задолженности с другими предприятиями "Нефтегаза Украины", такими как ДК "Укргаздобыча", АО "Укрнафта", ГАО "Черноморнефтегаз", облгазами, свидетельствуют как раз о положительной динамике в компании. Поэтому вести речь о какой-то неразберихе в "Нефтегазе" просто не имеет смысла — заказной характер таких высказываний налицо.
Аналогична и ситуация с привлечением банковских кредитов. Использование этого финансового инструмента в хозяйственной деятельности компании позволяет, не принимая во внимание недостаточный уровень расчетов украинских потребителей газа (а именно — энергетики и тепловиков), обеспечивать выполнение внешнеэкономических контрактов, связанных как с закупкой природного газа, так и с его экспортом.
Для надежного обеспечения возвращения кредитов компания неуклонно следует графикам погашения, для чего применяется механизм целевого использования полученных денежных средств. Результатом использования денег по назначению является улучшение состояния производственных мощностей. В частности, недавно завершено строительство Долинской компрессорной станции, активно газифицируются неиндустриальные регионы Украины, наращивается добыча газа.
Кроме того, положительная тенденция с расчетами по банковским кредитам, которая наблюдается в течение последнего времени, позволила привлечь более дешевые средства за рубежом и ограничить использование дорогих внутренних кредитных ресурсов.
Фактически, компания, которая недавно ассоциировалась на Западе только с несанкционированным отбором российского природного газа, сейчас награждается в Лондоне премией "Сделка года" за получение кредита немецкого банка West LB. Однако в украинских СМИ можно прочитать о том, что взаимоотношения с немцами — всего лишь фарс.
Не исключено, что с приближением заветной даты президентских выборов таких "обоснованных" аргументов станет больше. Ведь, по большому счету, любую статистику можно извратить. Опыт проведения президентских кампаний свидетельствует о том, что логические и экономические аргументы в борьбе за власть учитываются только в последнюю очередь.
Несомненно, что идеального финансового положения нет ни у одной украинской компании. "Нефтегаз Украины" — не исключение. Чего стоит только практически безнадежная дебиторская задолженность генерации в размере 1,5 млрд. грн. или теплокоммунэнерго — около 2 млрд. грн. Однако благодаря новому подходу к бизнесу, его структурированию и организации компании все же удается демонстрировать позитивные результаты. Свидетельство тому — интерес тех же ФПГ. Ведь к неперспективной компании, наверное, не было бы столько внимания.
Практически не вызывает сомнений то, что перед президентскими выборами большинство финансово-промышленных групп воспользуются всеми доступными им средствами, чтобы "приблизить" к себе НАК, и приложат максимум усилий для того, чтобы взять под свой контроль финансовые потоки компании. Однако увенчаются ли эти действия успехом — под большим вопросом.