Леди "швейцарский нейтралитет"

Фондовый рынок Украины все еще барахтается в пеленках. Тем не менее, он функционирует. Об этом, как минимум, свидетельствует немалое количество фондовых бирж, союзов, ассоциаций и прочих структур, созданных для организации этого условно существующего сегм

Фондовый рынок Украины все еще барахтается в пеленках. Тем не менее, он функционирует. Об этом, как минимум, свидетельствует немалое количество фондовых бирж, союзов, ассоциаций и прочих структур, созданных для организации этого условно существующего сегмента украинской экономики. Лидерство в этой системе иерархии Первой фондовой торговой системы Украины, сумевшей "замкнуть на себя" 92% организованного рынка ценных бумаг, практически неоспоримо. А бессменное восьмилетнее президентство Ирины Зари, "разруливающей" на игрушечном украинском фондовом рынке, наверное, не менее значимо, чем статус всемирно признанного Берни Эклстоуна с его грандиозным детищем — "Формулой-1"

Что и говорить, только обладая отменным рыночным чутьем можно было в начале 90-х уловить свежее спекулятивное веяние фондового рынка, принесенное в украинскую "провинцию" из московской "метрополии". Только имея отличные организаторские таланты, можно было затем в середине 90-х решиться и вместе с группой энтузиастов создать всеукраинскую систему фондовой торговли, предусмотрительно назвав ее "первой". Только умея правильно рассчитывать и взвешивать экономические риски, можно было возглавить структуру, призванную управлять тем, чего не было еще и в помине. И только имея недюжинные волевые качества, можно, начиная с 1996 года,
безальтернативно "рулить" самой крупной ассоциацией торговцев ценными бумагам в стране, подмяв при этом под себя все прочие коммерческие и саморегулируемые организации на этом поле.
По-видимому, все эти таланты присущи Ирине Заре в полной мере. Но для того, чтобы стать тем, кем она является сегодня, г-же Заре пришлось пройти свой нелегкий путь. А вначале была краснодипломница Донецкого политехнического института, получившая распределение в научно-исследовательский институт. Уже там И. Заря сумела завоевать лидерские позиции. Поэтому неудивительно, что в конце 80-х именно к ней пришли коллеги с предложением выдвинуть ее кандидатуру в Донецкий городской совет народных депутатов. Депутатство не прошло даром. Из горсовета Ирина Заря уходит в бизнес.
В январе 1992 года в Украине вступил в силу закон о ценных бумагах. В это же время в Донецке была создана инвестиционная компания "Диком", получившая лицензию №1 на торговлю ценными бумагами. Президентом "Дикома" стал бывший председатель Донецкого городского совета народных депутатов и Донецкого горисполкома, доктор экономических наук Александр Махмудов. Генеральным директором — Ирина Заря. Это было начало создания фондового рынка Украины. Начавшаяся в стране повальная приватизация подтолкнула руководство компании к получению двух следующих "первых" лицензий — на приватизацию предприятий государственной собственности и на коммерческую деятельность с приватизационными бумагами.
Почти миллион "ваучероносцев" отнесли свои приватизационные сертификаты в "Диком" в обмен на участие в большом приватизационном переделе. Ваучеры, вложенные в украинские предприятия, должны были работать и приносить дивиденды своим акционерам. Но действительность оказалась суровее, приватизация по-украински не получилась, и к орущей толпе несостоявшихся украинских собственников "Диком" добавил и свой миллион.
К тому времени Ирина Заря уже поняла бесперспективность ваучерной затеи и увидела новые горизонты. В 1996 году родилась Первая фондовая торговая система. Вначале в ассоциацию вошли всего 16 компаний из Киева, Харькова, Донецка, Днепропетровска. Кроме того, проект был финансово поддержан одним из американских фондов. И. Заря сразу стала главой наблюдательного совета ассоциации. Но уже через полгода — в 1996 году — она окончательно оставляет "Диком" и становится президентом ПФТС.
О "правлении" Зари и ее многолетней способности удерживать власть в своих руках фондовые дельцы судачат разное. Но отказать ей в знаниях, опыте, в умении отстаивать интересы, в серьезных менеджерских качествах, равно как и в поистине дипломатическом таланте удерживаться на грани противоречивых интересов и сохранять неизменный статус-кво, не может никто. Оставаясь максимально толерантной и совершенно непубличной, леди "швейцарский нейтралитет" умело сохраняет свои лидирующие позиции и фондовый авторитет.

Человеческие ценности

Заря Ирина Александровна, президент Ассоциации ПФТС

Родилась в 1956 году в г. Донецке.

Семья
Мать — бывший преподаватель вуза. Отец — работал профессором технического университета. Муж — бизнесмен. Сын — 25 лет, работает в сфере киновидеопроизводства.

Образование
Первое высшее — инженер-энергетик, второе высшее — экономист. Закончила Донецкий политехнический институт и Донецкий коммерческий институт.

Карьера
Научный сотрудник научно-исследовательского института. Депутат Донецкого горсовета. Директор ОАО "Инвестиционная компания "Диком".
Президент ПФТС.

Главные достижения
Самым значимым считаю то, что создано "с нуля" и доведено до состояния устойчивой жизнедеятельности. У меня два таких проекта: сын и ПФТС.

Смысл жизни
О карьерных перспективах
— В перспективе вижу расширение нашего бизнеса, а кроме того, его углубление за счет универсализации — торговли всем спектром инструментов финансового рынка. Естественно, мечтаю о том времени, когда на рынок ПФТС можно будет выйти с 50 млн. грн. и при этом не "обвалить" его вниз и не "задрать" его резко вверх.
То есть, чтобы рынок был глубоким и эффективным. Поэтому карьера для меня определяется не количеством ступеней вверх, а их размером.

Об оппонентах
— Больше всего вредит и ПФТС, и рынку, и мне лично позиция тех людей, которые, отвечая за политику государства на фондовом рынке, принимают решения, зачастую оказывающие негативное влияние на его развитие. Такая позиция характерна для половины представителей правительства,
в то время как ни один грамотный бизнесмен не позволит себе не рассчитывать риски и последствия их влияния на бизнес.

О стиле руководства
— Я никогда не носила погоны, но мне близко армейское правило: плохой приказ, отданный вовремя, хуже хорошего, но опоздавшего.

О политических пристрастиях
— Человек, работающий на фондовом рынке и реально желающий его создать, не может иметь никаких иных пристрастий, кроме рыночных приоритетов, желания работать в правовом государстве и соблюдать демократические принципы. Он не может не быть либерально ориентированным, поскольку на этом стоит рынок.

О расходах
— Мне не жалко денег на путешествия. Но я не буду платить деньги, например, за какой-то запредельный уровень роскоши или за услугу, которая не стоит таких денег, только потому, что они у меня есть.
Я считаю, что это не цивилизованно. Пускать пыль в глаза в Европе не принято, и мне эта позиция близка.

О счастье
— Счастье — это состояние гармонии, и я могу даже четко определить место, где оно "начинается". Это чувство возникает где-то в области солнечного сплетения.
А наступает это состояние тогда, когда все сделано правильно. Будь то в деловых отношениях или в личной жизни. Когда приходит такое состояние, нет никаких сомнений, и решение принимается сразу. Это и есть гармония с окружающим миром.

О семейных ценностях
— Это защищенная спина. Повернулся к семье лицом — сзади работа, там надежно. Затем повернулся лицом к работе — за спиной семья, и тоже надежно. А если есть только что-то одно, некуда повернуться спиной.

Стиль жизни
Средства передвижения.
Служебная Toyota Camry.

Недвижимость
Квартиры в Киеве и Донецке.

Доходы
Зарплата топ-менеджера

Часы.
Longines.

Любимые игрушки.
Моя последняя покупка, сделанная в декабре, — новые горные лыжи Head.

Одежда.
Придерживаюсь делового стиля. Предпочитаю брючные костюмы.

Хобби.
Горными лыжами занимаюсь с конца 80-х, когда катались не потому, что это модно или "положено по статусу". Да и ездили, в основном, в Приэльбруcье и Болгарию. Сейчас наиболее комфортным нахожу отдых в австрийских Альпах.

Отдых.
Отдыхаю два раза в год — немного зимой, немного летом. Поскольку наш бизнес предполагает много контактов, для отдыха предпочитаю выбирать места потише. Прошлым летом, например, удалось забраться далеко-далеко — в Карелию. Живешь в коттедже, ходишь на лодке от острова к острову, наслаждаешься тишиной, ешь бруснику и копченого сига. Такой отдых позволяет быстро восстанавливаться. Но мысли о работе у меня возникают даже во внерабочее время, наверное, я все же трудоголик.

Спорт.
Я называю это средством поддержания ума, души и тела в надлежащем состоянии. Два раза в неделю хожу в бассейн или спортзал.

Чтение.
Если не говорить о низкопробном чтиве — а читать что-то беспробудно глупое время от времени тоже надо, — то из самого последнего заинтересовавшего — "Аденауэр. Отец новой Германии" Чарлза Уильямса. В отпуске прочла книгу Маргарет Тэтчер "Искусство управлять государством". Перечитывала Льва Гумилева "От Руси к России". Его теория пассионарности хорошо ложится на современную Украину.

Маленькие слабости.

Если говорить о гастрономических, то скажу сразу: свинину на ночь не ем, кофе в постель — терпеть не могу, а вот бокальчик красного сухого вина вечерком — это хорошо.

Кухня.
Предпочитаю рыбу и все блюда из нее. Утром без проблем могу съесть овсянку. Днем — неважно что, лишь бы невредное и в течение семи минут. Если это деловой обед, то ем то, что не мешает думать. А вечером люблю себя побаловать. По вечерам я — гурман.