Мечты сбываются, но не у всех

Александр Кардаков, председатель наблюдательного совета компании "Октава Капитал", основатель компаний "Инком" и "Датагруп", о харизме, женщинах и том, как они сочетаются в бизнесе

-то размышлял на тему, в какой степени харизма присуща мужчинам и женщинам. Есть люди, которые считают ее исключительно мужским качеством, и если женщина харизматична, то это просто "мужик в юбке". В какой-то степени с этим согласен, вот только не называл бы их "мужиками в юбках", а ограничился определением: харизматичная женщина — это женщина, отличная от других.

Говорят, что каждая представительница прекрасного пола обладает какой-то своей изюминкой. С уверенностью скажу, что таковая уж точно имеется у харизматичных женщин. Жаль только, что на собеседовании изюминку не так просто выявить...

Как же распознать такую женщину? На мой взгляд, отличительная черта харизматичных женщин заключается в том, что они осознанно нарываются на неприятности. В хорошем смысле... Берут на себя больше ответственности, не боятся трудностей, готовы отстаивать свою точку зрения и т.д. Собственно, равно как и харизматичные мужчины. Вообще, мне кажется, количество мужчин и женщин, обладающих харизмой, примерно одинаковое. Вот только женщина меньше времени может отдать работе или тому делу, которым она занимается. Ведь ей нужно успевать быть матерью, женой. Поэтому де-факто женщине стратегически остается меньше времени для достижения "длинных" целей. Соответственно, хотя в компаниях количество харизматичных мужчин и женщин примерно одинаково, мужчины чаще достигают верхнего уровня. У них больше свободного времени. Неоднократно сталкивался также с тем, что женщины осознанно пропускают мужчин вперед, возможно, понимая свои ограничения в долгосрочной перспективе, или для того, чтобы иметь возможность заниматься семьей.

Но, тем не менее, как уже говорилось, харизматичная личность, будь то женщина или мужчина, нарывается на неприятности. И если видит перед собой "грабельное поле", то не обходит его стороной, а считает необходимым все проверить самостоятельно.

Я глубоко убежден, что менеджер должен сам совершить все свои ошибки. В этой связи даже перефразировал знаменитый афоризм "Умный учится на чужих ошибках, а дурак — на своих". В моей интерпретации он звучит следующим образом: "Дурак никогда ничему не учится, умный учится на своих ошибках, и только очень умный, совершив все свои ошибки и узнав об ошибках других, воскликнет: "Это, оказывается, система!"

Однако, что же скрывается за модным понятием "харизма"? Если говорить языком фактов, а не абстрактных философских определений, то в моем понимании "харизма" — это комплекс из навыков, психологических особенностей, интеллектуальных способностей личности, который позволяет:

1. Сформулировать мечту, даже тогда, когда кажется, что уже многого достиг и многое умеешь.
2. Оценить ее достижимость, возможность материализации, так сказать.
3. Превратить мечту в цель. Здесь остановлюсь подробнее. На мой взгляд, мечта от цели отличается более локальным радиусом. Мечта — это идея, нечто расплывчатое, но греющее душу. А цель имеет конкретный, зачастую частный по отношению к мечте в целом, измеримый результат и план достижения.
4. "Заразить" этой идеей других людей, т.е. собрать команду.
5. Найти другие ресурсы, необходимые для достижения.
6. И, конечно, реализовать.

В итоге получается, что харизматичный человек — это тот, кто умеет материализовывать мечты. Безусловно, и мечты, и цели имеют разные масштабы. Уместно ли в этой связи вводить некие степени харизматичности: более, менее, харизматичность третьего уровня, пятого?.. Не знаю. Я привык оперировать категориями полученных результатов. Соответственно, наличие или отсутствие таковых является критерием оценки личности или же менеджера, если речь идет о бизнесе.

Всегда скептически относился к заявлениям о том, что если много мечтать, то мечты материализуются. Но забавно, что убедился в этом сам. Посудите, для того чтобы мечта осуществилась, нужно пройти все шесть описанных выше этапов сознательно или непроизвольно. Нельзя не согласиться, что в процессе необходимо достаточно много размышлять по этому поводу. Вот и получается, что столь активные мечтания-размышления, таки да! приводят к тому, что мысли материализуются. Но не у всех.