- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Мобильная несвобода киевлян
Услугами мобильной связи пользуются 10,5% жителей столицы. Компания MMI Ukraine сообщила некоторые результаты исследования CATI Mobil Index , проводимого в Киеве весной текущего года. Данные получены с помощью новой для Украины технологии сбора информации CATI — телефонные интервью с использованием компьютерной системы телефонных опросов CATI ( Computer Assisted Telephone Interviewing )
ОДНАЖДЫ гражданин Украины преклонных лет поставил государственному чиновнику в упрек, что не выполняется одно из (цитата) "постановлений украинского правительства". На вопрос о том, что же за постановление осталось без внимания, последовал ответ: "Спілкуйся вільно, живи мобільно!". Почтенный пенсионер принял за государственную директиву рекламный слоган известной мобильной компании, установленный в дни государственных праздников в самом центре столицы, на майдане Незалежности рядом с гербом страны.
Результаты исследований CATI Mobil Index свидетельствуют, что оптимистично настроенный пенсионер является ярким представителем Киева — у него нет мобильного телефона и, скорее всего, будет нескоро. Согласно данным, предоставленным нашему изданию исследовательской компанией MMI Ukraine, мобильные телефоны имеют только 10,5% киевлян в возрасте от 18 до 55 лет (наиболее "мобильный" период в жизни людей, с точки зрения маркетологов). При этом более половины пользователей "мобил" — мужчины (64,8%).
Стереотип, что большинство женщин рождаются с телефонной трубкой в руке, пока еще не оправдал себя в мобильной связи. Согласно данным MMI Ukraine, всего 35% из всех "мобильных киевлян" — дамы. И только они могут общаться по телефону независимо от своего местонахождения. Связано это скорее всего с тем, что мобильная связь остается достаточно дорогим удовольствием для киевлянок, зарабатывающих, как правило, меньше сильной половины жителей столицы. Недостаточно высоким уровнем доходов можно объяснить еще и то, что практически девять десятых киевлян вообще не пользуются услугами мобильной связи (89,5%).
Существует мнение, что людям свойственно отказываться от услуг мобильной связи из-за страха потерять свободу ("Достанут где угодно", — жалуются "немобильщики"). Такую позицию можно решительно опровергнуть, приведя в пример сложившуюся "мобильную культуру" других стран. Вопросы подобной "несвободы" на Западе, например в США, решаются очень просто: после окончания рабочего дня телефоны отключаются. На Востоке же наблюдается несколько обратная тенденция: привычка круглые сутки держать связь доходит порой до абсурда. Например, жители Израиля перестали пользоваться дверными звонками: стоя на пороге, гости звонят по мобильному телефону, чтобы им открывали дверь. В Украине же операторам мобильной связи остается пока только мечтать о подобной привычке.
В каком же возрасте люди становятся подвержены "мобильной" привычке? Согласно данным исследований MMI Ukraine, больше половины пользователей мобильными телефонами в Киеве находится в возрасте от 25 до 39 лет (53,3%). Наиболее малочисленная часть мобильных респондентов вышла уже из нежного 16-летнего возраста, но не достигла взрослых 25 лет (20%). Самая же почтенная возрастная группа "мобильных" киевлян (от 40 до 55 лет) составляет 26,7% из всех опрошенных.
Полученные MMI Ukraine данные об уровне образования пользователей мобильными телефонами вполне логичны. Львиная доля киевлян, прибегающих к постоянным услугам операторов мобильной связи (72,9%), имеют высшее образование. 26,5% пользователей не закончили высших учебных заведений. В эту группу, вероятно, включены как студенты вузов (будущее большинство "мобильщиков"), так и более зрелая часть киевского населения, не планирующая больше в своей жизни грызть гранит науки. Начальное и неполное среднее образование имеют 0,6% всех киевских пользователей.
И последнее: на каких условиях 10% киевлян подключены к операторам мобильной связи. Согласно результатам исследований CATI Mobil Index, несмотря на массированные рекламные кампании карточек предоплаченных услуг, приобретают их только 27,9% пользователей, а 62,3% заключают с операторами контракты и расплачиваются на условиях абонплаты. 6,5% респондентов вообще затруднились ответить на поставленный вопрос.
Несмотря на то, что результаты исследования MMI Ukraine отражают ситуацию развития только киевского рынка мобильной связи, данные CATI Mobil Index красноречиво говорят о том, что сам рынок находится лишь на первом этапе своего насыщения. Поэтому массированные рекламные кампании, которые проводят все операторы сотовой связи Украины, направлены в первую очередь на привлечение новых клиентов. А потенциально золотая жила мобильных услуг в Украине пока только начинает разрабатываться.