НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

НДС из бюджета возвращать больше не хотят

Взаимозачеты с государством приобретают в Украине все большую популярность. Плательщикам НДС правительство попыталось несколько "упростить" жизнь. Чтобы они не строили схем по возмещению НДС с помощью вексельного обращения, теперь разрешено засчитывать за

Взаимозачеты с государством приобретают в Украине все большую популярность. Плательщикам НДС правительство попыталось несколько "упростить" жизнь. Чтобы они не строили схем по возмещению НДС с помощью вексельного обращения, теперь разрешено засчитывать задолженности перед бюджетом не только плательщика, но и его кредиторов. Да и допустимый перечень способов того, как это можно сделать, несколько расширен

Причины разработки Порядка проведения возмещения сумм налога на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Кабмина №2215 от 7 декабря 1999 г., предельно понятны. Чиновники посмотрели, что соотношение сумм задолженностей перед бюджетом и бюджета перед плательщиками налогов составляет около 5:1, и подумали: а зачем, собственно, нам еще платить им из бюджета? Тем более что в бюджете денег нет, а они нужны, потому что не хочется объявлять дефолт. Оптимальный вариант — зачесть эти суммы. Вернемся немного назад.

Согласно налоговой декларации по НДС возместить его можно тремя способами. Во-первых, в счет погашения вашей задолженности по НДС. Хорошо, если у предприятия входящие/выходящие потоки несут в себе одинаковые суммы налога на добавленную стоимость. Экспортеры, как правило, пытаются импортировать на столько, чтобы суммы НДС совпадали. Но не всем так везет. Списывать налог по чуть-чуть, по мере возникновения задолженности, неэффективно. Временные и трудозатраты при зачете всей суммы или ее части приблизительно одинаковы. Пытаться же возместить НДС путем зачета в счет будущих платежей других налогов и сборов (второй способ) — прямой путь заработать себе головную боль. Сначала будут уговаривать этого не делать, потом комплексную проверку устроят (а правильно ли вы посчитали сумму к возмещению?) и т.д. и т.п. со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И, наконец, третий способ: возмещение налога на текущий счет плательщика. Согласно букве закона о НДС возвращать его должны в течение месяца. Чудес в мире, как известно, не бывает, так что на практике срок был сначала продлен до двух месяцев, потом НДС практически перестали возмещать из бюджета на расчетные счета кредиторов государства.

Наиболее распространенная схема возврата НДС деньгами заключается в использовании статей госбюджета, определяющих финансирование, как правило, государственных силовых структур и спецпредприятий. Под клиента, желающего увидеть возвращенный НДС на своем расчетном счете, искусственно создается задолженность вышеперечисленных организаций перед кем-то. Далее долг оформляется векселями, "прогоняется" через "Укрспецфин". И вот оно, долгожданное возмещение. Срок операции зависит от профессионализма, наличия связей и т.д. субъекта, этим занимающегося, но, как правило, составляет от одного до нескольких месяцев. Потеря средств при этом составляет порядка 60% от суммы, учитывая изначальное наполнение векселей, комиссионные "Укрспецфину", его монопольное положение на рынке (позволяющее проводить удобную для государства ценовую политику) и оплату услуг компании, возвращающей деньги. Консалтинговые компании (не все) используют и другие схемы. Срок возмещения при этом колеблется в пределах 2-4 недель, комиссионные — 30-40% от суммы.

Что же реально меняет новый Порядок? Да по сути ничего, просто декларирует нежелание государства расставаться с бюджетными средствами. Регулирует он только возмещение НДС на текущий счет плательщика налога. Значит, по тексту.

Если вы отметили в декларации, что хотите возместить НДС на текущий счет, то теперь можете выбирать: возмещение в счет погашения задолженности ваших кредиторов по платежам в госбюджет либо в счет погашения вам или вашим кредиторам кредитов, полученных под гарантии государства или просроченных бюджетных заимствований. Схема достаточно интересна, но смущает слово "кредиторов". Более трех участников транзакции (плательщик, его кредитор (один) и бюджет) налоговая машина вряд ли выдержит.

Наиболее интересен третий путь (ради него, вероятно, все и задумывалось — Авт.). Возмещение НДС может происходить путем получения имущества, находящегося в налоговом залоге. Имущества этого у государство накопилось достаточно, а пользы особой оно не приносит. Так что надо что-то с ним делать. Сделали. Но возмещать НДС путем получения налогового залога также удовольствие из разряда сомнительных. Поставьте себя на место должника бюджета. Отдадите ли вы в залог ликвидное имущество? То-то же. Кроме того, засчитываться в счет погашения НДС, который вам должно государство, имущество, находящееся в налоговом залоге, будет по максимально возможной цене. Но существует еще одна довольно серьезная проблема. У налоговой-то складов для хранения имущества нет. Имущество, как правило, находится на ответственном хранении у должника. Исключение могут составлять разве что ценные бумаги, их можно заблокировать. Логическое продолжение истории. Приходите вы забирать вожделенные активы, находящиеся в налоговом залоге, а вместо них видите индейскую народную избу — "фигвам" называется. Должник имущество свое давно реализовал. Можно, конечно, начинать судиться, а можно не начинать связываться с налоговым залогом.

В общем, новый документ подписан и де-юре должен действовать. Плательщики, в принципе, также этого ожидают. В последние несколько месяцев даже при наличии определенных связей возместить НДС стало достаточно проблематично. Но есть несколько "но".

Во-первых, на данный момент Порядок носит скорее номинально-ознакомительный характер, поскольку процедуры возмещения до конца не прописаны. Фактически неопределенный период времени все будет оставаться по-старому.

Во-вторых, неизвестно, будет ли меняться в связи с принятием нового Порядка форма налоговой декларации по НДС. Если да, то это еще больше оттянет срок его реального вступления в силу.

В-третьих, в Порядке прописана очень интересная статья о взаимозачетах задолженности бюджета и задолженности плательщика налога (его кредиторов) перед бюджетом. По идее в этом процессе могут принимать участие неограниченное число контрагентов. Но все знают, как работает отечественная бюрократическая машина. Если контрагенты будут находиться в разных районах, то процесс согласования операции между разными налоговыми, включая обмен документов, сверку сумм к возвращению и т.д., займет период времени, плавно стремящийся к плюс-бесконечности.

И последнее. Порядок не дает однозначного ответа на вопрос, будет ли происходить возмещение НДС из бюджета Д Е Н Ь Г А М И. Однозначно, что налоговая приложит максимум усилий, чтобы этого не произошло, включая затяжные проверки, уговоры и т.д. Но. Статья 7 Порядка гласит: "В случае, если возмещение произведено частично, остаток суммы налога на добавленную стоимость возмещается в общеустановленном порядке". В конце концов можно "упереться рогами в землю" и упрямо твердить: "Хочу денег".

Главное что — новый Порядок фактически ничего не меняет, старые схемы возмещения НДС пока будут работать.

Комментарии

Эдуард МОЙСЕЕВ, финансовый директор ОАО "Запорожский производственный алюминиевый комбинат":

— Постановление Кабмина о проведении взаимозачетов по возвращению НДС подготовлено, но как оно будет проводиться в жизнь — неизвестно. Неизвестен сам порядок проведения: то ли простыми векселями, то ли векселями казначейства. Но при этом "Укрсспецфин" за проведение операций взаимозачетов собирает 6%. Таким образом, получается, что государство берет у государства. А в итоге выходит, что нам не возвращают деньги, и мы, соответственно, не можем импортировать бокситы. У нас сейчас "висит" небольшой остаток невозвращенных государством денежных средств — 400 тыс. грн. Как ими распорядиться? Сложно ответить — у предприятия нету долгов перед государством. Разве что если бы государство согласилось эти деньги зачислить в счет за использование земли либо в счет амортизации или в счет инновационного фонда. Но главное сегодня то, что неизвестен механизм проведения взаимозачетов. И насколько он будет скорректирован с целью помочь предприятию эффективно функционировать, зависит от правительства.

Сергей ВИНОГРАДОВ,финансовый директор ОАО "Азот" (г. Черкассы):

— Государство нам никогда не возвращало НДС деньгами и не собирается... Мы все время получали НДС по взаимозачетам. Так что ничего нового своим постановлением Кабмин не придумал и не ввел в практику.

Владимир ТВЕРДОХЛЕБОВ, начальник производственного отдела ОАО "Азот" (г. Северодонецк):

— Это постановление правительства принято не в пользу предприятий-экспортеров. В случае возвращения государством НДС по взаимозачетам данный процесс будет затянут на 2-3 а то и более месяцев. Это приведет к тому, что на предприятии будут висеть годами не списанные долги, в связи с чем может возникнуть путаница между предприятиями и налоговой администрацией, и ничего хорошего из этого не выйдет. К примеру, за удобрения для сельского хозяйства государство с нашим предприятием рассчитывалось довольно длительный период — в течение 9 месяцев. И понятно, что такое положение вещей не повлияло положительно на работу завода.