НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

Нефтепровод "Одесса-Броды" построен

На прошлой неделе была открыта первая очередь нефтепровода "Одесса-Броды". В ближайшее время планируется завершить строительство нефтеперевалочного терминала в г. Южный. Однако Украине предстоит еще решить главный на сегодня вопрос — как заполнить построе

На прошлой неделе была открыта первая очередь нефтепровода "Одесса-Броды". В ближайшее время планируется завершить строительство нефтеперевалочного терминала в г. Южный. Однако Украине предстоит еще решить главный на сегодня вопрос — как заполнить построенную трубу нефтью

ПЕРВУЮ очередь 674-километрового нефтепровода "Одесса-Броды" от­крыл Президент Украины Л.Кучма собственноручно, осуществив сварку "зо­лотого стыка" нефтепровода. Президент был доволен тем, что на церемонии откры­тия присутствовали послы многих нефтедо­бывающих стран. По этому поводу Л.Кучма отметил, что "само их присутствие на цере­монии является свидетельством того, что эта труба действительно нужна. И не только для Украины — она нужна для всего евро­пейского континента". Финансирование строительства нефтепровода в размере $ 231,6 млн. осуществлялось за средства ГАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба".

Пропускная способность первой очереди нефтепровода оценивается в 9 млн. тонн нефти в год. До 2005 г. планируется введе­ние в строй второй очереди, что увеличит пропускную способность до 40 млн. тонн. Предполагается, что вторая очередь будет построена за счет международного консор­циума, о необходимости создания которого выступали ранее Президент Украины и пре­мьер. Как сообщил председатель правле­ния ГАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" Л.Буняк, тариф на транспорти­ровку нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" будет в 4 раза ниже тарифа КТК (Ка­спийского трубопроводного консорциума). Вступило в завершающую стадию и строительство нефтеперевалочного ком­плекса "Южный". С начала строительства смонтированы все 10 резервуаров емкос­тью по 20 тыс. куб. м каждый. Ведется строительство главной (94% готовности)и подпорной насосной станции (92%), а так­же других объектов. На данный момент осуществляется тестирование и наладка оборудования терминала. До конца строи­тельства 1-й очереди МНПК "Южный" ос­талось освоить около 20 млн. грн. на стро­ительно-монтажных работах, закупить ос­нащение морского торгового флота (103 млн. грн.) и другое технологическое оборудование (около 40 млн. грн.). Строи­тельство терминала "Южный" финансиру­ется за собственные средства ГАО "Маги­стральные нефтепроводы "Дружба", ГАО "Приднепровские магистральные нефте­проводы" и за средства из госбюджета. Предполагается, что до конца этого года строительство 1-й очереди "Южного" бу­дет завершено. Украина уже предложила инвесторам свой тариф за перевалку неф­ти через МНПК "Южный" — $ 2,4 за тонну.

НА СЕГОДНЯ наиболее ак­туальным является вопрос о том, как заполнить построен­ный нефтепровод необходи­мым количеством нефти. Воз­можность обеспечения пол­ной загрузки сырьем нефте­провода "Одесса-Броды" Президент видит в создании международного консорциу­ма. "Сюда нужно приглашать тех, у кого есть нефть, и не ждать, что они придут сами... Строители построили нефтепровод, а задача политиков — чтобы нефть в нефтепроводе была", — убежден Л.Кучма.

Пока что каких-то конкретных соглашений по нефти (речь идет о каспийской неф­ти из новых месторождений на шельфе Каспийского моря) не подписано.Украинской сторо­ной рассматриваются не­сколько вариантов наполне­ния нефтепровода и нефте-терминала технологической нефтью. Существует два ва­рианта получения нефти: за­купка у Каспийского трубо­проводного консорциума, который уже достраивает нефтепрововод "Тенгиз-Новороссийск" и в ближайшее время собирается отгрузить первый танкер из Новороссийска, или же поставки из грузинского порта Супса, через который пойдет азербайджанская нефть. Окончательное реше­ние по этому поводу может быть принято только после за­вершения работы совместной украинско-американско-польской рабочей группы по раз­витию проекта Евро-Азиат­ского нефтетранспортного ко­ридора. Рекомендации этой рабочей группы должны быть представлены в октябре этого года.

Что касается потребите­лей будущей нефти, то Л.Буняк заявил о том, что на дан­ный момент высказали жела­ние зарезервировать объемы нефти, которая будет перека­чиваться через "Одесса-Бро­ды", две структуры: около 1 млн. тонн желает получить Надворнянский НПЗ и 100 тыс. тонн нефти ежемесячно просит зарезервировать одна словацкая фирма,название которой пока неизвестно.