- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Нефтепровод "Одесса-Броды" построен
На прошлой неделе была открыта первая очередь нефтепровода "Одесса-Броды". В ближайшее время планируется завершить строительство нефтеперевалочного терминала в г. Южный. Однако Украине предстоит еще решить главный на сегодня вопрос — как заполнить построенную трубу нефтью
ПЕРВУЮ очередь 674-километрового нефтепровода "Одесса-Броды" открыл Президент Украины Л.Кучма собственноручно, осуществив сварку "золотого стыка" нефтепровода. Президент был доволен тем, что на церемонии открытия присутствовали послы многих нефтедобывающих стран. По этому поводу Л.Кучма отметил, что "само их присутствие на церемонии является свидетельством того, что эта труба действительно нужна. И не только для Украины — она нужна для всего европейского континента". Финансирование строительства нефтепровода в размере $ 231,6 млн. осуществлялось за средства ГАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба".
Пропускная способность первой очереди нефтепровода оценивается в 9 млн. тонн нефти в год. До 2005 г. планируется введение в строй второй очереди, что увеличит пропускную способность до 40 млн. тонн. Предполагается, что вторая очередь будет построена за счет международного консорциума, о необходимости создания которого выступали ранее Президент Украины и премьер. Как сообщил председатель правления ГАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" Л.Буняк, тариф на транспортировку нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" будет в 4 раза ниже тарифа КТК (Каспийского трубопроводного консорциума). Вступило в завершающую стадию и строительство нефтеперевалочного комплекса "Южный". С начала строительства смонтированы все 10 резервуаров емкостью по 20 тыс. куб. м каждый. Ведется строительство главной (94% готовности)и подпорной насосной станции (92%), а также других объектов. На данный момент осуществляется тестирование и наладка оборудования терминала. До конца строительства 1-й очереди МНПК "Южный" осталось освоить около 20 млн. грн. на строительно-монтажных работах, закупить оснащение морского торгового флота (103 млн. грн.) и другое технологическое оборудование (около 40 млн. грн.). Строительство терминала "Южный" финансируется за собственные средства ГАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба", ГАО "Приднепровские магистральные нефтепроводы" и за средства из госбюджета. Предполагается, что до конца этого года строительство 1-й очереди "Южного" будет завершено. Украина уже предложила инвесторам свой тариф за перевалку нефти через МНПК "Южный" — $ 2,4 за тонну.
НА СЕГОДНЯ наиболее актуальным является вопрос о том, как заполнить построенный нефтепровод необходимым количеством нефти. Возможность обеспечения полной загрузки сырьем нефтепровода "Одесса-Броды" Президент видит в создании международного консорциума. "Сюда нужно приглашать тех, у кого есть нефть, и не ждать, что они придут сами... Строители построили нефтепровод, а задача политиков — чтобы нефть в нефтепроводе была", — убежден Л.Кучма.
Пока что каких-то конкретных соглашений по нефти (речь идет о каспийской нефти из новых месторождений на шельфе Каспийского моря) не подписано.Украинской стороной рассматриваются несколько вариантов наполнения нефтепровода и нефте-терминала технологической нефтью. Существует два варианта получения нефти: закупка у Каспийского трубопроводного консорциума, который уже достраивает нефтепрововод "Тенгиз-Новороссийск" и в ближайшее время собирается отгрузить первый танкер из Новороссийска, или же поставки из грузинского порта Супса, через который пойдет азербайджанская нефть. Окончательное решение по этому поводу может быть принято только после завершения работы совместной украинско-американско-польской рабочей группы по развитию проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Рекомендации этой рабочей группы должны быть представлены в октябре этого года.
Что касается потребителей будущей нефти, то Л.Буняк заявил о том, что на данный момент высказали желание зарезервировать объемы нефти, которая будет перекачиваться через "Одесса-Броды", две структуры: около 1 млн. тонн желает получить Надворнянский НПЗ и 100 тыс. тонн нефти ежемесячно просит зарезервировать одна словацкая фирма,название которой пока неизвестно.