- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Нефтяные подснежники
В нынешнем месяце стоимость нефтепродуктов будет продолжать расти. Помимо "старых" факторов, как-то отказ нефтяников от схем минимизации налоговых отчислений, подтолкнувший рынок к росту цен, на "весенние" цены будут влиять сезонное увеличение потребления ГСМ и грядущее повышение экспортных пошлин на нефть в России. Последние правительство РФ вводит на две недели раньше запланированного срока — с середины марта вместо 1 апреля
С начала весны одни нефтяные компании резко сократили, а другие и вовсе отказались от реэкспорта нефти с использованием квот на поставку ее на украинские НПЗ. "Поводом для сокращения реэкспорта российской нефти, безусловно, послужило решение государства усложнить эту процедуру. Сами "пострадавшие" утверждают, что теперь более выгодными путями экспорта являются балтийское и новороссийское направления", — сообщил "Инвестгазете" аналитик компании Dragon Capital Андрей Беспятов.
Решение о регистрации экспортных контрактов на нефть и сама ее процедура, родившиеся в недрах Кабинета Министров осенью прошлого года, настолько забюрократизировали этот процесс, что большинство нефтяных компаний отказались от реэкспорта российской нефти через украинские порты.
Обходные пути
Россияне сегодня ищут новые пути транспортировки нефти, а украинский бюджет не досчитывается поступлений. Некоторые эксперты предполагают, что вследствие этого по итогам года объем экспорта нефти может сократиться на 3 — 4 млн. тонн. В то же время транспортная активность на северо-востоке России и на Кавказе вполне способна полностью нивелировать роль Украины как главного транзитера не только российской, но и каспийской нефти. Если поставки "черного золота" в Украину в первые два месяца зимы оставались на высоком уровне, то его транзит отстает от плановых показателей.
Основной транзитер — Россия, натолкнувшись на формальный отказ украинского правительства расширить транзитные возможности за счет реверса нефтепровода "Одесса — Броды", сегодня озабочена поиском новых транзитных направлений. Снижение в январе-феврале на 15% транзита нефти через Новороссийск и Одессу с избытком компенсировали балтийское, мурманское и другие направления. Данные за январь свидетельствуют о том, что российская добыча нефти увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11%, достигнув, по данным Минэнерго, 37,8 млн. тонн, при этом общий объем экспорта из России не снизился, что свидетельствует о перераспределении экспортного транзита российской нефти не в пользу украинских маршрутов.
Более того, со слов представителей "Транснефти", именно отказ Украины участвовать в экспорте российского сырья, в том числе и по "Одесса — Броды", отсрочивает подписание "пятнадцатилетнего плана" транзита российских энергоносителей через Украину. В то же время, исходя из прогнозов UBS, цена Brent должна составить в 2004 году $24,5/бар, а в 2006-м — $19,5/бар. Каспийская нефть, которую Украина планировала транспортировать по "Одесса — Броды", до конца 2006 года в Европе останется невостребованной. Российское сырье уже сегодня здесь на четверть дешевле, а при таком прогнозе цен к 2006-му году каспийская нефть будет проигрывать в стоимости российской почти на треть.
Именно поэтому в начале марта в Баку в присутствии министров энергетики Азербайджана, США, Турции и Грузии было подписано соглашение о финансировании Европейским банком реконструкции и развития строительства нефтепровода "Баку — Тбилиси — Джейхан". Как сообщили "Инвестгазете" в Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР), уже до конца нынешнего года по нефтепроводу планируется прокачать первую тонну нефти. Азербайджанские эксперты не отрицают, что в перспективе каспийская нефть может попасть и в украинскую "трубу", но эту возможность можно рассматривать лишь в отдаленной перспективе. А это означает, что уже к лету нефтепровод "Одесса — Броды" может перестать интересовать даже россиян. "Хотя, насколько известно, пока ни "ТНК-ВР", ни другие российские нефтяные компании от своего предложения относительно загрузки нефтепровода не отказались", — отмечает Сергей Григорьев, вице — президент АК "Транснефть".
Меморандум в одностороннем порядке
На фоне возможных осложнений с транзитом российской нефти через Украину более стабильной выглядит ситуация с обеспечением потребностей внутреннего рынка нефтепродуктов. С начала марта работали все нефтеперерабатывающие заводы. В частности, в январе-феврале закончили ремонтные работы Херсонский НПК и "ЛУКОЙЛ — Одесский НПЗ". Останавливающийся в этот же период на плановый ремонт в течение последних трех лет Лисичанский НПЗ нынешней зимой работал. Со слов генерального директора "ЛиНОСа" Александра Иванова, вложенные в техническое перевооружение и ремонт инвестиции уже сегодня позволяют предприятию работать без плановых остановок весь год.
В конце прошлого месяца между Кабинетом Министров и нефтепереработчиками был подписан меморандум, который не только зафиксировал "потолок" цен на горючее, отпускаемое для сельхозпроизводителей (1700 грн. за тонну дизтоплива), но и предусматривает консультации чиновников и предпринимателей по вопросам регулирования рынка нефтепродуктов. Пока договоренности выполняются в одностороннем порядке — НПЗ отпускают горючее по заниженным тарифам, компенсируя потери за счет его реализации на свободном рынке. Так, Шебелинский ГПЗ, а также Дрогобычский и Лисичанский НПЗ в начале второй декады марта снизили цену дизтоплива в свободной продаже, и она колеблется от 1680 до 1900 грн. за тонну.
Нельзя сказать, что правительство полностью выполняет взятые на себя перед НПЗ обязательства. Например, как уже говорилось выше, нарушены условия по свободному реэкспорту нефти, а на слабую работу экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго, состоящей из операторов нефтерынка и правительственных экспертов, обратил внимание даже премьер Виктор Янукович.
В условиях роста цен на сырье и нефтепродукты на мировом рынке важно, чтобы ни НПЗ, ни государство не нарушили условий меморандума, сохранив возможность провести посевные работы без ценовых катаклизмов. Тем более что производители поставлены правительством в довольно жесткие условия. "Стоимость нефтепродуктов растет вполне обоснованно. Нельзя забывать, что ни один НПЗ с начала этого года больше не использует возможности по оптимизации налогообложения. Но если налоговая нагрузка на заводы возросла, то, как следствие, и расценки на топливо у них повысятся. Это закон экономики, поскольку здесь экономика предприятия и цены на ГСМ — сообщающиеся сосуды", — отметил генеральный директор объединения "Укрнефтехимпереработка" Николай Приймак.
Помимо новых правил игры на рынке в рамках договоренностей между нефтяниками и правительством, свою лепту в ценообразование внесут и сезонные факторы. Причиной подорожания ГСМ, согласно прогнозу маркетологов ООО "ТД ТНК-Украина", станет не только активизация сельскохозяйственных работ, но и увеличение потребления нефтепродуктов автомобилистами. Как показывает практика, сезонный рост спроса на светлые нефтепродукты в марте (по сравнению с февралем) из года в год составляет приблизительно 15%.
Еще одним важным фактором является ожидаемое в апреле повышение экспортных пошлин на нефть в России до $ 35,2/тонна, что вызовет удорожание сырья в Украине и, соответственно, повлияет на себестоимость нефтепродуктов.
Таким образом, предпосылок к понижению цен на нефтепродукты в ближайшем времени не предвидится. До конца марта следует ожидать дальнейшего подорожания топлива на 5 — 7 %. А в силу лимитирования стоимости дизтоплива для аграриев (1700 грн./тонна) "лидерство" по росту цен будут сохранять бензины. Что, кстати, уже подтвердили первые десять дней марта. В этот период оптовые цены на нефтепродукты в Украине повысились в среднем на 10 — 40 грн./тонна, при этом больше всего выросли в цене высокооктановые бензины.