НБУ курс:

USD

41,09

-0,00

EUR

45,59

-0,00

Наличный курс:

USD

41,35

41,30

EUR

45,95

45,80

Ноябрьская смена эпох

ЛИД. В ноябре был перевернут очередной листок "рыночного календаря", сменивший эпоху на рынке нефтепродуктов. Но несколько запоздавшая отмена регистрации контрактов на экспорт нефтепродуктов все-таки снизила объемы поставок сырья на отечественные заводы в

ЛИД. В ноябре был перевернут очередной листок "рыночного календаря", сменивший эпоху на рынке нефтепродуктов. Но несколько запоздавшая отмена регистрации контрактов на экспорт нефтепродуктов все-таки снизила объемы поставок сырья на отечественные заводы в ноябре месяце, что сказалось на "поведении" цен на горючее. Только к середине декабря оптовый рынок перестало лихорадить, и установилось некое подобие баланса спроса и предложения ГСМ

Решение правительства по отмене пресловутого Постановления №1457 показало, что нынешний состав правительства умеет критически относиться к собственным ошибкам и более того, — работать над ними. По мнению экспертов, с приходом в Кабинет Министров нового вице-премьера, курирующего ТЭК, взаимопонимание между производителями ГСМ и правительством будет более полным. Впрочем, как говорится, время покажет.
Пока же рынок нефтепродуктов постепенно отходит от тенденции снижения объемов поставок нефти, наметившейся в ноябре месяце, пытаясь наверстать ранее упущенное уже в последнем месяце уходящего года. Очевидно, что планы на поставку российской нефти, рассчитанные на четвертый квартал, не будут выполнены. Но темпы поставок сырья, достигнутые в этом месяце, дают надежду на то, что их объемы возрастут по сравнению с теми, которые фиксировались в ноябре. Так, за пятнадцать дней декабря объемы поставок российской нефти возросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего месяца более чем на 7%, а производства дизельного топлива и бензина составили свыше четверти миллиона тонн.
Надежная работа нефтеперерабатывающих заводов на фоне плавно снижающегося спроса на горючее продолжает отражаться на "поведении" цен на него. Так, если во второй половине ноября, когда еще не было ясно, ликвидирует ли правительство положение относительно регистрации договоров на экспорт ГСМ, оптовые цены возросли в среднем на 5 — 35 грн. на тонну, то в начале декабря после отмены регистрации практически все виды горючего начали дешеветь.
Исключение составил разве что 95-й бензин, который за это время подорожал в среднем на 5 грн. Подорожание Аи-95 объясняется несколькими причинами, главной из которых является высокий потребительский спрос на этот вид нефтепродуктов: в теплую зиму практически не изменилось количество легковых автомобилей, колесящих по дорогам, в результате чего спрос на высокооктановые бензины остается стабильно высоким.
Несмотря на все это, цены на горючее на АЗС вполне доступны и соизмеримы с показателями прошлого года. Так, по данным Государственной Киевской инспекции по ценам, по состоянию на 15 декабря 2003 года средняя цена литра Аи-95 колеблется в пределах 188-225 коп., в прошлом году — 190-230 коп.; А-76 — 145-175 коп. и 150-179 коп., а дизельного топлива — 153-180 коп. и 140-170 коп. соответственно.
Интересна и еще одна особенность. Благодаря широкой сети АЗС, принадлежащих нефтяным компаниям или аффилированных к украинским НПЗ, цены на этих АЗС и качество горючего выгодно отличаются от этих же показателей на аналогичных бензоколонках в соседних республиках. Так, бензоколонки "ЛУКОЙЛа" в России значительно уступают по качеству обслуживания аналогичным украинским, а автозаправочных комплексов, подобных "ОККО" и "ТНК", в Беларуси просто не найти.
Более того, сравнительный анализ цен, например, 95-го бензина показывает, что украинское горючее сегодня ненамного дороже российского и значительно дешевле белорусского или прибалтийского. Так, один литр Аи-95 в Украине сегодня стоит $0,35-0,42, в Беларуси — $0,48-0,52, в Латвии — $0,70-72, в Эстонии — $0,68-0,70, в России — $ 0,25-0,34.
И это важно понимать правительству, где не понаслышке знают, что российская нефть, поступающая на НПЗ стран Балтии и Беларуси, не облагается двойным налогом. Только при поставке на украинские НПЗ с российского углеводородного сырья (нефти и газа) дважды взимается НДС — в России и Украине. И этот сложный вопрос пока не урегулирован на межправительственном уровне.
В начале декабря председатель Фонда Госимущества Украины Михаил Чечетов сообщил, что в 2004 году будут выставлены на аукцион 43,054% акций АО "Укртатнефть". По оценке экспертов ФГИУ, это будет один из крупнейших приватизационных конкурсов, так как за государственный пакет акций планируется получить порядка $100 млн. Возможно, в следующем году также будут реализованы на конкурсе госпакеты акций и двух западноукраинских НПЗ — "Нефтехимика Прикарпатья" и "НПК — Галичина".
Пока же украинские производители наращивают объемы переработки нефти и конкурируют за конечного потребителя. Именно эти два обстоятельства позволяют удерживать стоимость горючего при высоком уровне качества на низких потребительских ценах.
Так, в ноябре 2003 года на заводы поставлено 1998,1 тыс. тонн нефти, что более чем на 18% больше, чем в этом же месяце прошлого года, причем поставки российского сырья выросли почти на четверть. Если за 11 месяцев поставки украинской нефти на заводы практически остаются на уровне прошлогодних показателей (1962,3 тыс. тонн), то объем российского сырья возрос и составил 19346,9 тыс. тонн, и это притом, что казахского — резко снизился: 1133,7 тыс. тонн.
Экспертов "Укрнефтехимпереработки" радует возрастание объемов инвестиций, направленных на качественное улучшение украинских ГСМ, потому что в результате этого снизился удельный вес безвозвратных потерь, возрос процент использования производственных мощностей и глубины переработки нефти на фоне снижения простоев. Фактически все 103 дня простоев шести отечественных НПЗ приходились на плановые ремонты.

Комментарии экспертов
Алексей Костусев, председатель Антимонопольного комитета Украины:
— Для демонополизации украинского рынка нефтепродуктов сделано если не все, то очень много, о чем свидетельствуют результаты. Монополия почти навсегда исчезла, и на смену ей пришла конкуренция. Сегодня структура рынков нефти и нефтепродуктов сформировалась двумя путями: вследствие очень активной демонополизации со стороны государства и в результате выхода на рынок новых вертикально интегрированных компаний, таких, как "ЛУКОЙЛ", "ТНК-ВР", WOG. Подавляющее большинство рынков является высококонкурентными, но на отдельных сегментах еще остались монополисты, однако это — всего лишь вопрос времени. Например, за последние годы свое монопольное положение потеряли "Винницанефтепродукт", "Львовнефтепродукт", "Ивано-Франковскнефтепродукт". Поэтому вопрос монополизма на нефтерынке сегодня вообще не стоит. Теперь нас больше волнует вопрос антиконкурентных согласованных действий самих участников рынка. Между комитетом и рядом украинских нефтяных компаний недавно подписан Меморандум, который подтверждает обоюдную готовность к взаимодействию на пути создания действительно прозрачного рынка нефтепродуктов.

Филипп Карпеко, директор Департамента переработки ООО "ТД ТНК — Украина:

— На 2004 год утверждена сумма финансирования производственных проектов в объеме $27,4 млн. Эта цифра сопоставима с объемами инвестиций в переработку в нынешнем, 2003 году. Как вы знаете — это $26 млн. Основными проектами, которые компания намерена реализовать, станут завершение строительства битумной установки и установки изомеризации. В частности, на установку изомеризации будет направлено $11 млн. Обычно строительство новой установки изомеризации обходится до $50 млн., но лисичанская установка будет стоить втрое дешевле, так как мы ее размещаем на базе установки переработки пироконденсата, которая входит в состав ранее законсервированной установки пиролиза бензина ЭП-300. Запустить установку изомеризации в работу завод планирует в декабре будущего года, что обеспечит дальнейшее увеличение доли выпуска высокооктановых бензинов и улучшит их качество. В сумме инвестиций на 2004 год заложены средства на разработку 5-летнего плана развития Лисичанского НПЗ, который будет учитывать факторы широкого спектра: новейшие достижения в технологиях; перспективные требования к качеству нефтепродуктов и безопасности процессов как в Украине, так и в Европе; планы конкурентов по модернизации заводов как на территории Украины, так и России. Готовить мастер-план будет крупная международная компания, выбранная на тендерной основе. Подрядчик должен будет провести мониторинг НПЗ, принадлежащих ТНК в России и Украине, и подготовить до пяти вариантов программ развития Лисичанского завода с указанием конкретных технологических решений и их стоимости.