НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

О НАЦИОНАЛЬНОМ ДЕПОЗИТАРИИ

Создание национального депозитария на сегодня —чрезвычайно важный и в тоже время сложный вопрос. Существует такое мнение, что депозитарная система, конкретно депозитарные учреждения стоят как бы в тени от организаторов торговли (фондовых бирж, ТИСов) и ра

Петр Гордиенко

Создание национального депозитария на сегодня —чрезвычайно важный и в тоже время сложный вопрос. Существует такое мнение, что депозитарная система, конкретно депозитарные учреждения стоят как бы в тени от организаторов торговли (фондовых бирж, ТИСов) и развиваются в меру необходимости этих систем. Это и так, и не так. Если мы сейчас рассмотрим тенденции, которые возникают на мировых рынках, то увидим, что биржи действительно консолидируются и вместо нескольких национальных создается единая национальная биржа. Но происходит это постепенно, в процессе консолидации рынка. Практика показывает, что консолидация депозитарной системы идет более быстрыми темпами, чем консолидация организованного рынка.

Если рассуждать о фондовом рынке Украины, то действительно нужно учитывать опыт передовых стран. И нет ничего плохого в том, что мы сразу ориентируемся на какую-то централизованную или децентрализованную модель. К тому же вопрос национального депозитария имеет в Украине свою историю.

В 1994 г. вышел Указ Президента №247. В нем было оговорено создание национального депозитария на базе центрального депозитария УФБ. Кстати, нормы этого указа так и не были реализованы, потому что на то время фондовый рынок не испытывал потребности не только в национальном депозитарии, но и вообще в депозитарных технологиях. Постепенно развивались депозитарии инвестфондов и компаний. Сейчас они стали первыми хранителями.

Если посмотреть на закон о национальной депозитарной системе, то в первом проекте говорилось о национальном депозитарии, в проекте же, который выносился на второе чтение в мае 1997 г., уже не было национального депозитария, а только локальные депозитарии, потом, по конъюнктурным соображениям, путем достижения компромисса между различными силами, опять возродилась идея национального депозитария. Сегодня есть единственный лицензированный депозитарий МФС, который реально работает, в то же время просматриваются стремления создать еще один-два других локальных депозитария. Хотя сегодня рынок только отрабатывает проблему создания локального депозитария, но и национальный депозитарий уже действительно нужен. И от того, каким образом начнется создание национального депозитария, будет зависеть то, воспримет ли рынок это учреждение или нет.

В принципе, любая централизация проходит всегда опираясь на те или иные структуры. Сегодня вслух обсуждается проблема создания национального депозитария на базе МФС, сам МФС на своих собраниях обсуждал эту проблему.

Если принципы создания национального депозитария будут учитывать технологические особенности сегодняшнего уровня развития рынка, административно воспримутся и участниками рынка, и государственными учреждениями, если депозитарий покажет свою способность взаимодействовать с существующими организаторами торговли, то тогда он заработает эффективно. К сожалению, закон о национальной депозитарной системе не дал прямого и четкого ответа на вопрос: как же должен строиться национальный депозитарий? Есть две модели. Первая — это когда национальный депозитарий, у которого по закону есть более высокие полномочия, чем у стандартного депозитария (скажем, устанавливать корреспондентские отношения с международными депозитариями), замкнет на себя обслуживание потоков других депозитариев и постепенно, в виду его более высокой значимости, и наличия более широкого набора функций, перетянет на себя обслуживание всех хранителей. В результате этого через некоторый период естественного развития отойдут локальные депозитарии в небытие.

Другая модель — национальный депозитарий станет третьей, более высокой структурой верхнего уровня и будет работать только с депозитариями, обходя клиентов. В этом случае локальные депозитарии будут конкурировать между собой, а хранители обслуживаться только в депозитариях. Лишь при необходимости взаимодействия между собой, с аналогичными иностранными структурами депозитарии будут пользоваться национальным депозитарием. Но такая модель тоже имеет свои недостатки. Самый главный из них — это невозможность эволюционного развития национального депозитария собственно через хранителей. В этом случае потребуется естественное желание депозитариев "отмереть" и только тогда, когда это произойдет, возможно создание национального депозитария. И тут есть смысл вспомнить ту концепцию создания национального депозитария, которая была заложена еще во временном положении о депозитариях и депозитарной деятельности в 1996 г. Исходя из нее, становится очевидным, что сначала будут существовать локальные депозитарии, потом они наростят операции, и только когда локальные депозитарии объединятся, они создадут национальный депозитарий.

В принципе, государство должно стимулировать эти процессы, но очень тонко (чтобы не навредить). Если соблюсти это условие, я думаю, что процесс создания единой депозитарной системы пойдет самым оптимальным путем.