- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Отечественная фармацевтика: время больших испытаний
Финансовый кризис осени 1998 г. стал воистину роковым для фармацевтического рынка Украины, который по сей день не может "оправиться" от перенесенного удара. Если до известных августовских событий отечественная фармацевтика заслуженно считалась одной из наиболее привлекательных отраслей для инвестирования и развития бизнеса, то сегодня рынок лекарственных препаратов переживает серьезное затяжное падение
ПРИЧИНЫ столь резкого перехода от стремительного роста (в 1995 — 1997 гг. фармацевтический рынок "прибавлял" в объемах до 30% в денежном выражении ежегодно) к не менее стремительному падению очевидны: снижение спроса на продукцию зарубежных производителей медикаментов из-за увеличения ее стоимости в гривневом эквиваленте плюс платежный кризис, который привел к возникновению многомиллионной задолженности крупных отечественных оптовиков компаниям-производителям. Даже эпидемия гриппа, которая традиционно являлась сезоном "снятия сливок" для отечественных и зарубежных фармацевтических фирм (+20-30% товарооборота аптечных учреждений), привела лишь к незначительному росту продаж в январе 2000 года, и уже в феврале наметилось снижение объема реализации медикаментов как минимум на 5–10% не только за месяц, но и в пересчете на один рабочий день.
В целом же за 1999 год в Украине было реализовано медикаментов приблизительно на треть меньше, нежели годом ранее. По данным компании IMS — мирового лидера в сфере сбора и обработки фармацевтической маркетинговой информации — в истекшем году объем украинского фармацевтического рынка составил чуть более $280 млн. в оптовых ценах, что на 37% меньше, чем в 1998 г. Согласно исследованиям украинского конкурента IMS — компании "Бизнес Кредит", — за тот же период продажи медикаментов в розничной сети сократились с $520 млн. до $385 млн. (-26%).
Наши и "не наши"
Производство медикаментов является высокотехнологичным и наукоемким процессом. Так, для появления нового оригинального препарата типа виагры необходимы инвестиции в сотни миллионов долларов только для проведения фундаментальных научных исследований, а сроки разработки и внедрения таких препаратов иногда измеряются десятилетиями. Поэтому крупнейшие украинские производители медикаментов — ФФ "Дарница", "Борщаговский ХФЗ", ОАО "Фармак", ОАО "Киевмедпрепарат" (все — Киев), ОАО "Галичфарм" (Львов) и ОАО "Здоровье" (Харьков) — оперируют в основном на рынке недорогих, давно известных лекарственных препаратов. И если по количеству выпущенных упаковок отечественный производитель уже обошел своих зарубежных конкурентов, то по стоимости "пальму первенства" прочно удерживают иностранцы.
В то же время за последние два года украинской фарминдустрии удалось значительно укрепить свои позиции именно благодаря кризисным явлениям на рынке. Удорожание зарубежных препаратов заставило большую часть населения перейти к использованию их более дешевых отечественных аналогов. Если в 1998 г. доля медикаментов зарубежного производства на рынке в денежном выражении достигала 72%, то к началу 2000 г. она снизилась почти до 60%. Соответственно, доля рынка, занимаемая препаратами отечественного производства, увеличилась с 28% в начале 1998 г. до 39% к концу 1999 г. В то же время фактического роста объемов продаж отечественных лекарств не произошло, вот уже на протяжении почти двух лет этот показатель составляет около $40 млн. в квартал с небольшими колебаниями. Изменение же структуры рынка, величины рыночной доли отечественных химико-фармацевтических предприятий — лишь следствие сокращения рынка в целом и существенного падения объемов продаж более дорогостоящей продукции западных фармацевтических фирм.
Примечательно, что существенная доля национального фармацевтического рынка принадлежит фармацевтической продукции, произведенной в Индии. Хотя индийские лекарственные средства далеки по своим качественным характеристикам даже от восточноевропейских аналогов, не говоря уже о продукции Западной Европы и США, в глазах среднестатистического потребителя эти препараты все равно остаются "импортными", а их цена близка к отечественным аналогам.
Кризис жанра
Существенными оказались и посткризисные изменения в структуре потребительского спроса на фармацевтическую продукцию. Так, если в 1996 — 1997 гг. средняя стоимость одной покупки средним покупателем в городской аптеке составляла 7–10 грн. (или 2,8–4 доллара США), то в декабре 1999 г. эта сумма снизилась до 5–8 грн. (0,9–1,45 доллара США). Вследствие этого сократился и спектр аптек: в индустриальных центрах — это не более 1 700 наименований, в райцентрах — не более 1 000–1 100, в селах — 200-500.
Падает и прибыльность легального аптечного бизнеса. К примеру, размер средней торговой наценки аптек сократился с 55% в 1995 г. до 40–45% в 1999 г. В то же время в наследство от эпохи рыночных "иллюзий" 1995-98 гг. Украине досталось такое количество вновь открывшихся аптек и аптечных пунктов, которое в несколько раз превышает аптечную сеть республики времен бывшего СССР. Деятельность многих аптек становится низкорентабельной, а то и убыточной, что, помимо всего прочего, ведет к ухудшению платежной ситуации в отрасли — аптеки просто не в состоянии рассчитаться за поставленный и уже проданный товар. При сложившейся на рынке практике тотального товарного кредитования (производитель кредитует оптовика, оптовик — мелкого дилера или аптеку напрямую) кумулятивный эффект от неплатежей розничных аптечных учреждений пагубно сказывается на всех участниках этой цепи.
Нет худа без добра
Определенные изменения за минувший год претерпел и оптовый сектор отечественного рынка медикаментов. Количество дистрибьюторских фирм, работающих на нем, существенно сократилось. В то же время определенные посткризисные явления, как ни странно, сослужили украинской фармации добрую службу. Речь идет, прежде всего, о концентрации — в отрасли сформировался пул крупных импортеров числом чуть более десятка, которые и могут претендовать на статус национальных поставщиков. Среди них такие компании, как "Альба Украина", "ВВС Лтд.", "Фалби", "СБС Фармация" и др. Примечательно, что среди дистрибьюторов лидировали именно те, кто сосредоточился на расширении оптовой торговли и отказался от создания собственной аптечной сети. Другим позитивным следствием кризиса является изменение схемы расчетов между крупными оптовиками и их клиентами (небольшими дилерами и аптеками). Ранее наиболее распространенной практикой сотрудничества был товарный кредит со сроком оплаты 30–60 дней, и именно это стало главной причиной жесткого платежного кризиса конца 1998 — начала 1999 г. (потребители рассчитывались значительно подешевевшей гривней, а оптовики несли обязательства перед зарубежными поставщиками в СКВ). В настоящее время подавляющее большинство крупных дистрибьюторов отпускает товар аптекам на условиях отсрочки платежа 5–10 дней, а некоторые и вовсе переходят на предоплату.
При этом оптовики зачастую устанавливают "плавающую" отпускную цену, которая предусматривает как скидки при предоплате, так и наценки в случае предоставления краткосрочных товарных кредитов.
Так кто же проиграл?
В то же времЯ сегодня на отечественном рынке массово распространены несколько "странные" для цивилизованного бизнеса явления. Изрядное количество крупных и средних дистрибьюторских компаний, заявив о своей "неплатежеспособности" в результате кризиса 1998 г. подавляющему большинству зарубежных поставщиков, приобретают наиболее ликвидную продукцию у очень небольшого количества производителей (не более 1-2) на условиях предоплаты, добиваясь низкой цены и лучших условий поставки. Затем, производя интенсивный бартерный обмен, компания достигает такого расширения своего прайс-листа, что в него подчас попадает широкий спектр препаратов тех иностранных фирм, долги перед которыми данного поставщика на протяжении нескольких лет составляют несколько десятков, а то и сотен тысяч долларов!
Основной груз убытков как от кризиса 1998 г., так и от текущих неплатежей, в конечном итоге несут на себе производители, главным образом зарубежные. И это естественно, поскольку в 1991 — 1999 гг. основой функционирования рынка на всех уровнях являлось товарное кредитование с характерным затовариванием оптового и розничного звеньев рынка, медленным оборотом складских запасов, диспропорцией в ассортименте, задержками платежей на всех уровнях. Кстати, по имеющейся информации, общая сумма задолженности украинских фирм-импортеров лекарств поставщикам превышает $10 млн., при этом ни один из поставщиков, выигравших арбитраж, не смог получить деньги за доставленный в 1997 — 1998 гг. товар! Более того, в Украине существуют отдельные регионы, где ВСЕ более-менее известные отечественные оптовики имеют долги на протяжении года и более, поэтому производитель вынужден либо сознательно идти на риск, либо и вовсе отказаться от сбыта своих медикаментов в эти регионы.
Назад в будущее
КраткосроЧные прогнозы в отношении отечественного фармацевтического рынка весьма и весьма неутешительны. Ключевой фактор здесь — платежеспособность населения, которая продолжает снижаться. Вслед за ней потянутся качество жизни, медицинского обслуживания, а в разрезе фармацевтики — качество и эффективность еще более дешевых лекарств, которые "пересичный" украинец позволит себе приобрести. В итоге общий объем рынка медикаментов Украины может в 2000 г. сократиться до $240-$250 млн. в розничных ценах и $350-360 млн. — в оптовых (и это при условии, что наша страна избежит новых существенных финансово-экономических катаклизмов).
Как следствие, может продолжиться отток или замораживание деятельности крупных западных фармацевтических компаний, которые поставляют в Украину препараты, не имеющие аналогов в товарном портфеле местных производителей или многократно превосходящие продукцию последних по качеству и эффективности. Уже в I кв. текущего года решение об этом приняли три крупных зарубежных производителя, чьи интересы были представлены в Украине. Это и неудивительно: со снижением оборотов Украина теряет свою привлекательность как рынок сбыта, и возможные в будущем прибыли кажутся слишком слабой "приманкой" на фоне долгов и убытков в настоящем, которые не только не уменьшаются, но и постепенно растут.
В то же время дальнейшего весомого передела рынка в пользу отечественных производителей медпрепаратов не произойдет, поскольку на освободившиеся места претендуют фармацевтические фирмы Индии, России, Балтии. Потребитель же от ужесточения конкуренции только выиграет: суммарная (с учетом крупного опта, мелкого опта и розницы) торговая наценка на лекарственные препараты снизится до 25-35%.
Что же касается рынков отдельных лекарственных препаратов, то и здесь ситуация продолжит меняться. Потребители будут меньше покупать дорогостоящие рецептурные препараты (высококачественные антибиотики, онкопрепараты, лекарственные средства для лечения заболеваний крови и ЦНС, факторы свертывания крови, гормоны роста и т.д.). Снизится и спрос на многие безрецептурные лекарственные средства (витамины и их комплексы, препараты для симптоматического лечения пищеварительной системы, кожных заболеваний).
Однако не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Если рассмотреть ситуацию в долгосрочной перспективе, то выяснится, что и у тех, кто работает в украинском фармбизнесе, и у потребителей лекарств есть поводы для оптимизма. Многие из явлений и процессов, которые имели место в посткризисный период — рост специализации, концентрация и выделение группы национальных дистрибьюторов, "проверка на прочность" и своеобразный "естественный отбор" участников рынка и деловых связей, — можно считать явлением, безусловно, положительным. И если негативные общеэкономические тенденции будут остановлены, и уровень платежеспособного спроса начнет хоть немного, да расти, именно эти факторы дают надежду на становление цивилизованного фармрынка в Украине.
Украина, ТОП-20 компаний-производителей лекарственных препаратов, 1999 г.
Рейтинговая позиция |
Предприятие |
Страна |
1. |
Фармацевтическая фирма "Дарница" |
Украина |
2. |
Борщаговский ХФЗ |
Украина |
3. |
ОАО "Фармак" |
Украина |
4. |
ОАО "Здоровье" |
Украина |
5. |
ОАО "Kиевмедпрепарат" |
Украина |
6. |
"Gedeon Richter" |
Венгрия |
7. |
"KRKA" |
Словения |
8. |
"Boehringer Ingelheim" |
Германия |
9. |
"Berlin Chemie/Menarini Group" |
Германия |
10. |
"LEK" |
Словения |
11. |
"Стиролфарм" (концерн "Стирол") |
Украина |
12. |
"SmithKline Beecham" |
Великобритания — США |
13. |
"Bristol Myers Squibb" (+UPSA) |
США |
14. |
"Ferrosan" |
Дания |
15. |
"AVENTIS Pharma" |
Франция — Германия |
16. |
ЗАО "Kиевский витаминный завод" |
Украина |
17. |
"Sanofi-Synthelabo" |
Франция |
18. |
ОАО "Галичфарм" |
Украина |
19. |
ОАО "Витамины" (Умань) |
Украина |
20. |
Опытный завод ГНЦЛС |
Украина |