НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,15

42,10

EUR

44,12

43,95

ПОЕХАЛИ

В Украине на государственном уровне признано, что передвижение граждан — это роскошь. А перевозка грузов — занятие сродни игральному бизнесу.

В Украине на государственном уровне признано, что передвижение граждан — это роскошь. А перевозка грузов — занятие сродни игральному бизнесу.

В развитых странах (США, Японии, Европе) давно поняли, что чем больше у граждан возможностей для передвижения, тем лучше работает экономика. А без доступных и надежных путей перевозки грузов экономике вообще не обойтись.

По пути наибольшей свободы передвижения граждан сейчас идет подавляющее большинство государств. За исключением Украины, России и некоторых других.

Приоритетами государственной политики Украины за восемь лет независимости уже было что угодно. Никогда только наше государство не занималось транспортными коммуникациями. Украина — страна, относительно небольшая. И автомобиль в ней должен быть главным средством передвижения и перевозки грузов. Однако сами автомобили в Украине практически не производятся. Зная это, украинское правительство сознательно ограничило экспорт автомобилей в страну, установив на их ввоз огромные пошлины. Уже это одно делает в нашей стране автомобиль средством роскоши. Государство именно так и считает, недавно дополнительно введя сбор в пользу Пенсионного фонда со сделок купли-продажи автомобилей. (По мнению государства, предметами роскоши у нас, кроме автомобилей, являются также недвижимость, золото, мобильные телефоны.)

Не в почете в Украине и транспортный бизнес. Зарегламентирован он больше других. Все контролирующие органы с удовольствием охотятся на дорогах и таможнях за грузовыми автомобилями.

Стоит ли говорить об отношении украинских властей к автомобильным дорогам, где очень легко отдать жизнь ни за понюшку табаку, как это сделал недавно известнейший политик В. Чорновил?

Иностранцы же передвигающихся людей любят. Потому что передвигающийся человек, это не что иное как "мобильная рабочая сила". Благодаря мобильной рабочей силе могут развиваться новые регионы, возводиться новые предприятия, более сбалансированно размещаться производственные мощности. А главное, благодаря мобильности, люди могут вести более комфортный образ жизни, не теснясь в рамках городских районов.

В начале ХХ века центрами городской жизни были промышленные или добывающие предприятия. Вокруг них росли рабочие поселки. Рабочие жили в пределах слышимости заводского гудка, который работал одним на всех будильником. Люди могли за всю жизнь ни разу не покинуть свой поселок или село.

В корне изменило ситуацию широкое распространение общественного транспорта, а позже сплошная автомобилизация.

Классический подход к транспортной проблеме продемонстрировали США. Там государство взяло на себя обеспечение межштатных перевозок людей и грузов. Сначала государство прорыло большое количество судоходных каналов, соединив центральные районы страны с портами восточного побережья. Тут же увеличился рынок сбыта продукции фермеров. С появлением железнодорожного транспорта государство способствовало его развитию, наделив железнодорожный бизнес всяческими льготами. Железные дороги связали огромную страну воедино. Товарообороту больше не было преград.

В 50-х годах автомобиль появился уже в каждой американской семье. И государство взялось за беспрецедентный проект по созданию сети межштатных автомагистралей.

А с другой стороны, еще не так давно в Албании (при коммунистическом режиме) рядовым гражданам запрещалось иметь в частной собственности автомобиль. Такую же политику долгое время проводил Китай. В сталинское время в СССР право иметь личное авто было лишь у знаменитостей: писателей, артистов, спортсменов, ученых и партноменклатуры. В СССР долгое время сознательно не строили хороших автодорог, чтобы создать естественные препятствия для потенциального агрессора. И, надо сказать, что в войне с Германией эта политика имела успех — немецкая моторизированная армия не смогла успешно атаковать, да и вообще передвигаться по территории СССР в условиях бездорожья. С этой же целью в СССР железнодорожная колея была шире, чем в остальной Европе, что создавало большие неудобства при пересечении границы. Поезда теряли по 2-3 часа на перестановку колес.

ХХ век пересмотрел всю идеологию транспортного вопроса, изобрел оптимальные уже в течение последних 40 лет транспортные технологии.

Начало века было революционным в плане появления возможностей для передвижения. Транспортные технологии развивались невиданными темпами. Начинали серийно производиться автомобили и изобрели самолет. Это дало два невероятных и неизвестных доселе преимущества: человек стал самостоятелен в выборе пути следования (автомобиль) и получил возможность передвигаться очень быстро (самолет). В начале века человечество еще экспериментировало. Оно испытывало стратостаты, всерьез развивало дирижаблестроение, строило рекордные по размерам корабли (вроде "Титаника"). Однако очень быстро рынок дальних пассажирских перевозок заняла авиация. Дальние грузовые перевозки остались уделом морского транспорта. Более менее держится железнодорожный транспорт, однако он существенно утрачивает свое значение как способ перевозки грузов. Уголь перестал быть основным энергоносителем. Нефть и газ транспортируются по трубопроводам, станки и механизмы стали легкими и компактными. Да и люди предпочитают железной дороге поездку в автобусе или автомобиле. Железная дорога пока еще сохранила свою роль как перевозчик пассажиров на средние расстояния. И чем менее экономически развито государство, тем выше в нем значение железнодорожного транспорта. С развитием автомобилизации роль железных дорог неминуемо уменьшается.

И тем не менее людям очень не хватает технологической новизны и новизны ощущений при передвижении. Поэтому они ставят рекорды, облетая вокруг Земли на воздушном шаре, или же штурмуя космос. Однако достигнутый сегодня транспортный оптимум может нарушить лишь изобретение технологии телепортации.